Меню

На китайских станках и по китайским технологиям

Вячеслав Брозовский, владелец ГК BROZEX:

 
После ухода из областной администрации я провел пять недель в Китае – изучал опыт организации фабрик. Я и раньше считал, что сотрудничество с китайскими предприятиями пойдет ГК BROZEX на пользу.
 
Но пока был во власти, бизнесом заниматься не мог – компанией руководил триумвират: финансовый, коммерческий и исполнительный директора. Стратегические решения принимали с моего согласия, а оперативное управление оставалось за ними. Но, вернувшись к делам, я понял, что своего участка работы у меня не осталось. Чтобы не перетягивать управление, назначил себя директором по развитию производства – теперь налаживаю контакты с Юго-Восточной Азией. В развитие свежих тем мы готовы вkожить 200-300 млн руб.
 
Основное направление ГК BROZEX – торговля товарами DIY, занимающая 80% оборота. Сотрудничество с китайцами обещает много новых возможностей в этой сфере. Скажем, мы давно хотели импортировать энергосберегающие лампочки. В Китае я потратил целую неделю, изучая их производство. Видел полный цикл — от стеклянной трубки до микросхем. Единственное, что нас останавливает, — шестикратный рост цен на редкоземельные металлы, которые используют в этих лампочках. До сих пор доля китайских товаров в нашем ассортименте не превышала 5%. Большую часть продукции поставляли российские производители. Все-таки доставка товара из Китая очень неудобна – получается долго и накладно, из-за чего большинство российских предпринимателей везут только самый дешевый товар.
 
Но наша конечная цель — производить самим. Причем на китайском оборудовании. Мы понимаем, что сегодня китайское машиностроение способно дать нам дешевые станки, которые позволят быстро запустить производство. Может быть, позже мы станем покупать немецкое, швейцарское или японское оборудование. Но сейчас лучший вариант — китайское. Китайцы воровали технологии по всему миру, а мы теперь у них учимся.
 
В Китае меня удивила практика, когда государство строит фабрики и сдает предпринимателям в аренду. Интересно, что величина арендной платы зависит от валового продукта — тот, кто производит на $10 млн, может получить 20%-ю скидку, тот, кто на $20 млн, — 30%-ю. Если наращивать объемы производства, можно дойти до скидки в 100%. Выглядят фабрики стандартно – впереди два общежития, между ними – узкий проход, ведущий к производственным помещениям. Рабочие встают в 8.00, трудятся до 23.00. Перерыв на обед – 2,5 часа. Заработная плата около 2,5 тыс. юаней (10-11 тыс. руб.) в месяц. Официальных отпусков нет, только праздники — новогодние, майские и октябрьские. Обычно под новый год все разъезжаются по домам – на это время поездки в Китай лучше не планировать.
 
Наш день в Китае начинался стандартно – после завтрака объезжали фабрики, информацию о которых почерпнули из Интернета. Чтобы оценить, насколько хорош продукт, приходилось возить с собой технологов. Мы встречали разное качество – нижайшее, среднее, хорошее и отличное. Только увидев всю продукцию, понимаешь, что тебе по карману. Высококачественные товары Россия не может себе позволить – ценник у них отличается всего на 15% от мировых образцов. Наш сегмент – среднее качество. При этом вклиниваться в рынок лучше дешевым товаром, чтобы привлечь внимание покупателей, а затем предлагать что-то лучшее. Если мы привозим садовую тачку из тонкого листового железа (фольги практически), через сезон ставим рядом с ней тачку из листа потолще, еще через сезон – тачку с толстыми стенками. И честно предупреждаем: самая дешевая — на один год, дорогая прослужит долго.
 
Под новое производство мы приобрели Монетный трактороремонтный завод (пос. Монетный), там есть помещения с оборудованием для механообработки. Проект чисто девелоперский – объект покупали ради мощностей и коммуникаций: 12 га земли, 5 МВт электричества, газ. Теперь развиваем территорию – уже присмотрели несколько станков для вентиляционных конструкций – с них, наверное, и начнем. Сейчас перемещаем на эту площадку лакокрасочное производство и выпуск поликарбоната. ГК BROZEX нужны технологии для тяжелых и недорогих изделий, чтобы, развиваясь в регионе, бизнес сохранял конкурентные преимущества.
 
Колонка написана на основе эксклюзивного интервью журналу «Деловой квартал».