Мувинг — услуга по организации переездов. Этот рынок в Екатеринбурге только формируется. В городе работает около семи профильных компаний. Эксперты считают, что шансы открыть успешную мувинговую фи
Максим Устинов, директор мувинговой компании «Три богатыря», делит игроков рынка на две категории. Первые специализируются на переезде квартир и офисов. Вторые предоставляют более широкий спектр услуг: помимо организации переездов для частных лиц и корпоративных заказчиков они доставляют грузы клиентам, выполняют такелажные работы, не связанные с переездами.
По прогнозам экспертов, через два-три года рынок мувинга может существенно вырасти, а в Екатеринбурге откроют свои филиалы московские и иностранные структуры. Первой ласточкой стал приход столичной мувинговой компании «Деликатный переезд» (см. «ДК» № 36 от 1 октября 2007 г.).
На начальном этапе мувинговой фирме требуется скромный офис площадью 10-15 кв. м (600-800 руб. за кв. м в месяц), его местоположение значения не имеет. Г-н Серебряков говорит, что большая часть клиентов не приходят в офис, а предпочитают вызывать специалиста к себе. Потребуется оборудовать два рабочих места для специалиста по переездам и менеджера по продажам, одно из которых — с компьютером и принтером (около 20 тыс. руб.). Необходимо арендовать складское помещение, где будут храниться упаковочные материалы (пленка, коробки, уголки). Для небольшой компании достаточно 18-20 кв. м. Возможны два варианта: арендовать площади в специализированном складском комплексе категории С (производственное помещение или утепленный ангар, высота потолков от 4,5 м) либо снять капитальный гараж (обойдется в 1,5-2 тыс. руб. в месяц). Желательно, чтобы склад находился недалеко от офиса или от места стоянки автомобиля.
В штат лучше взять двух муверов. В их функции входит контроль за переездом, правильная упаковка груза, общение с клиентом, оценка стоимости переезда. Зарплата мувера — 15-20 тыс. руб. в месяц. На первом этапе можно нанять не двоих, а одного сотрудника, а функции второго собственник берет на себя.
АННА ХВОСТОВА, генеральный директор «HeadНunter:Урал», говорит, что найти специалистов с опытом в этой сфере пока нельзя — рынок не сложился. Сергей Котлюба, директор мувинговой компании «Аккуратный переезд», считает, что одного человека (это может быть и собственник) необходимо отправить на стажировку в Москву, где его научат всем тонкостям правильной организации переезда: как оценивать стоимость работ, как упаковывать мебель и другие грузы, как их правильно размещать при перевозке. Например, сотрудники компании «Аккуратный переезд» проходили практику в немецкой мувинговой фирме Hasenkamp. Затраты ограничились стоимостью проезда и проживания в столице, кроме того, люди получили заработную плату за две недели работы. Как рассказывает г-н Котлюба, иностранцы легко согласились поделиться опытом. Еще один плюс — возможность получить московских клиентов мувинговой компании, в которой проходит стажировка, если у столичной фирмы есть филиалы в Екатеринбурге.
Начинающая компания может рассчитывать на 20 переездов в месяц. Для этого обычно достаточно пяти грузчиков, но их число можно увеличить в случае появления дополнительных заказов. Искать сотрудников г-жа Хвостова советует через газеты с вакансиями («Работа для вас», «Есть работа!»), поскольку именно там просматривают объявления люди, желающие найти подобную работу. Как правило, грузчики сотрудничают с компанией вне штата и вызываются на работу по мере надобности. В среднем по рынку их зарплата 100-170 руб. в час. Время, необходимое для выполнения каждого заказа, с грузчиками оговаривают заранее — чтобы у них не было соблазна затягивать работы. В некоторых компаниях бригада получает долю от общей оплаты — 50% стоимости заказа.
Обязательное требование к грузчикам в мувинговой компании — хороший внешний вид: человек должен быть опрятно одет, от него не должно пахнуть алкоголем. «Наши клиенты, как правило, достаточно обеспеченные люди, а потому они хотят получить соответствующий сервис», — объясняет Сергей Котлюба. Василий Серебряков рекомендует проверить кандидата по милицейским базам данных на предмет судимости, так как у грузчиков будет доступ к ценным вещам: «Вначале нового человека лучше подпускать к несложным работам, например к разгрузке железнодорожных вагонов, а только затем к переездам офисов и квартир». Для сотрудников необходимо сделать пять комплектов униформы с фирменной символикой. Обойдется это примерно в 25-30 тыс. руб.
Если мувинговая компания приобретет собственный автомобиль, придется нанять водителя. Его месячная зарплата — 10-12 тыс. руб. Плюс он может выполнять функции грузчика, получая дополнительный доход. Желательно в штат взять менеджера по продажам для поиска корпоративных клиентов. Зарплата — 15-20 тыс. руб. В ряде фирм менеджеры получают оклад и процент, например 10 тыс. руб. плюс 2% от объема продаж.
Совет от мувинговой компании «Ассистент»:
«На тяжелые переезды (заводских цехов, допустим) не стоит привлекать студентов и молодежь в возрасте до 20-22 лет. Как показывает практика, их трудоспособность обычно ниже, чем у более старших работников, и они быстрее выдыхаются».
Часть экспертов считают, что мувинговой компании не стоит приобретать собственный автомобиль — лучше воспользоваться услугами транспортных фирм. Основная причина — для разных заказов требуются машины различной вместимости и грузоподъемности. Однако, как утверждает Сергей Котлюба, использование чужих авто делает мувинговый бизнес нерентабельным: у большинства муверов есть свой транспорт. Плюс к тому отсутствие собственного автомобиля может привести к срывам сроков заказа — нужные машины в транспортной компании могут быть заняты.
Г-н Котлюба считает, что оптимальный вариант — ГАЗ-3132 (330 тыс. руб.), имеющий удлиненную базу. В машине необходимо поднять тент, чтобы можно было перевозить высокие грузы. Сергей Котлюба: «ГАЗель» удобна тем, что для нее нет ограничений при движении по городу, кроме того, удобно маневрировать в узких дворах». В нее войдет 17-18 куб. м груза. На обслуживание автомобиля надо заложить в месячный бюджет около 10 тыс. руб. на бензин и 3-5 тыс. руб. на ремонт и запчасти. Машину можно обклеить рекламой — это один из способов продвижения компании (стоит услуга 5 тыс. руб.). Можно взять автомобиль, бывший в употреблении. К примеру, годовалая «ГАЗель» обойдется уже в 260-280 тыс. руб.
Совет от мувинговой компании «Аккуратный переезд»:
«Машину лучше не отдавать в пользование водителю, поскольку в этом случае у него появится возможность выполнять дополнительные заказы. Автомобиль лучше припарковать на стоянке недалеко от офиса, а ключи закрывать в сейфе».
Чтобы заполнить склад, потребуется 30-40 тыс. руб. При переездах, по опыту г-на Серебрякова, удобно использовать коробки, изготовленные по заказу и оптимальные для конкретного автомобиля. Однако это достаточно дорогое удовольствие — около 25 тыс. руб. придется потратить на штамп, по которому будут делать коробки в дальнейшем. Более экономичный вариант — использовать пятислойные картонные коробки стандартных размеров. Также, как советует г-н Устинов, необходимо приобрести упаковочную бумагу (для заворачивания посуды), гофрокартон (применяется при упаковке стекла, элементов мебели и других хрупких вещей, при укладывании мебели в кузове автомашины), картонные уголки (для предохранения углов мебели и бытовой техники), воздушно-пузырьковую пленку (для упаковки бытовой техники, оргтехники, мебели, посуды и других вещей, чувствительных к механическим повреждениям), полипропиленовые мешки (в них можно складывать одежду и небьющиеся вещи), полиэтиленовую пленку и скотч (можно заказать с логотипом компании).
Одним из самых эффективных способов продвижения эксперты называют корпоративный сайт мувинговой компании. Корпоративные клиенты и обеспеченные частные лица — основа базы заказчиков мувинговых фирм — предпочитают искать подрядчиков через Интернет. Денис Иванов, руководитель отдела продаж компании «МедиаСайт», сообщил, что разработка сайта-визитки обойдется в 40-70 тыс. руб. Однако, создавая сайт, в бюджет сразу же необходимо закладывать стоимость его продвижения — по 18 тыс. руб. в первые три месяца и по 12 тыс. руб. в последующие месяцы. Полноценный корпоративный сайт с более широким функционалом стоит в среднем 150 тыс. руб. Некоторые мувинговые фирмы размещают на своем сайте калькулятор стоимости услуг. Однако г-н Иванов делать этого не рекомендует — слишком много факторов влияет на стоимость переезда, к тому же определить точную цену можно только на месте, а значит, калькулятор просто будет вводить в заблуждение потенциальных клиентов.
Еще один эффективный способ продвижения мувинговой компании — печатные СМИ. Василий Серебряков советует размещать рекламу в бесплатных газетах («Наша Газета», «Ва-банкъ»), его опыт показывает, что наружная и радиореклама практически на дают эффекта. Г-н Котлюба предпочитает «Быстрый курьер» (3-4 тыс. руб. в месяц).
Участники рынка рекомендуют обойти торговые и офисные центры, чтобы выяснить, кто из арендаторов собирается переезжать. Кроме того, в офисных и торговых центрах, а также в агентствах недвижимости стоит оставить информацию о компании (визитки или буклеты — на их изготовление муверы тратят по 1 тыс. руб. в месяц).
В планах игроков — использовать для продвижения услуг адресную рассылку (например, вместе со счетами за квартиру). Но об эффективности этого способа рекламы судить пока рано. Чтобы не потерять клиентов, которые звонят в офис, когда никого нет, стоит воспользоваться услугой переадресации на мобильный телефон собственника.
Новому игроку, как считают участники рынка, следует заниматься только офисными и квартирными переездами, поскольку более сложные услуги требуют крупных вложений (больше сотрудников, покупка дорогого автотранспорта и т. п.).
Стоимость переезда зависит от множества условий: количества мебели и крупной бытовой техники, наличия пианино или сейфа, необходимости разборки мебели и упаковки вещей заказчика. Подходы к определению цены различны. К примеру, «Аккуратный переезд» оценивает стоимость 1 куб. м в 630 руб. Существенные факторы — наличие в домах грузового лифта, дальность переезда. В частности, каждый этаж прибавляет к стоимости заказа 5%, если есть только пассажирский лифт, а если лифтов нет вообще, то 15%. Услуга упаковки тарифицируется отдельно. На обычный квартирный переезд клиенту потребуется приобрести упаковки на 1-1,5 тыс. руб. Компания заработает на ней 30-50%. Как правило, фирмы ограничивают минимальную стоимость заказа — чаще всего 1 200 руб. За эти деньги мувинговая компания сможет вывезти один крупный предмет, скажем, ванну или холодильник.
Совет от мувинговой компании «Аккуратный переезд»:
«Сумму заказа надо оговаривать заранее. И если, к примеру, перестанет работать лифт, то ее увеличивать нельзя. Все риски компания должна брать на себя».
bonus
Направления для дальнейшего развития
Участники рынка считают, что мувинговая компания должна развиваться за счет увеличения автопарка и количества сотрудников. Стоит покупать как малотоннажные авто («ГАЗели»), которые оптимальны для эксплуатации в городе, так и более вместительные автомобили («бычок», ЗИЛ или даже КамАЗ), которые позволят выйти на рынок сложных переездов (например, заводских цехов). Также бизнес лучше диверсифицировать за счет сегмента автоперевозок, предлагая услуги по транспортировке грузов без выгрузки-загрузки, что позволит сократить время простоя машин.
На чужих ошибках
Василий Серебряков
директор мувинговой компании «Ассистент»:
«Две фирмы в городе организованы нашими бывшими сотрудниками. Обычно, увольняясь, такие люди уводят с собой одного-двух постоянных клиентов. Предотвратить подобные уходы практически невозможно. Важно, чтобы ключевые заказчики были завязаны на компанию, а не на менеджера».
Сергей Котлюба
директор мувинговой компании «Аккуратный переезд»:
«Первые руководители нашей компании решили выйти на рынок с широкой ноги: набрали большой штат сотрудников, сняли просторные офисы — опирались на статистику московского рынка. Но, как выяснилось, его объем существенно больше, чем в Екатеринбурге. Когда я стал директором, мне пришлось сократить штат и арендуемые площади. Сейчас мы постепенно увеличиваем число сотрудников, но уже строго исходя из количества заказов».
Максим Устинов
директор мувинговой компании «Три богатыря»:
«Сначала мы определяли стоимость заказа по телефону — считали, что выезд на место совсем необязательная процедура. Но, как показала практика, к любому переезду нужно готовиться тщательно. Клиент может не учесть нюансы, которые в дальнейшем скажутся на качестве и сроках переезда: забыть указать в заявке трехстворчатый шкаф высотой 2,5 м, неточно измерить высоту холодильника, и тот не поместится в грузовую машину, или сейф не пройдет в дверной проем. Сейчас мы выезжаем на объекты заранее».
итоги
Цена входного билета
Расчет для мувинговой фирмы, арендующей офис площадью 15 кв. м. К шестому месяцу компания выполняет по 20 заказов в месяц со средней стоимостью 12 тыс. руб. В штате специалист по переездам (мувер), менеджер по продажам, водитель. Под каждый заказ компания привлекает пять грузчиков, оплачивая их работу по 150 руб. в час.