Авторынку не удалось закончить 2013 г. в плюсе – по России продажи новых машин упали на 6%. Правда, глава ГК «Восточный ветер» Сергей Флягин отмечает: спад затронул далеко не все бренды.
В 2012 г. авторынок Екатеринбурга показал рост в 14%, и дилеры надеялись, что в 2013 г. тенденция сохранится – ждали умеренного увеличения продаж в районе 5%. Однако результат получился обратный: позитивных изменений в российской экономике не было, а постоянные разговоры о подступающем новом кризисе повлияли на совершение сделок.
Сергей Флягин, генеральный директор ГК «Восточный ветер»:
+ Осень на позитиве
Прошлой осенью автодилеры города говорили о резком спаде продаж – совершенно необъяснимом и нехарактерном для этого времени года. В этот раз осень была позитивнее. По сравнению с маем-июнем, когда спад продаж в стране относительно прошлых аналогичных месяцев достигал 11-12%, с сентября по ноябрь он составил только 4-8%. Но о стабилизации или тенденции к росту спроса говорить пока не приходится. Вместо прогнозируемого роста рынка мы получили прямо обратный результат – на 6% в минусе по итогам 11 месяцев. Хотя упали отнюдь не все бренды. В плюсе - весь премиум-сегмент и «китайцы». Больше всего пострадали отечественные дешевые бренды и среднеценовой сегмент иномарок. Но и среди них некоторым удалось добиться хорошей положительной динамики (10% и более по России в целом): Renault, SsangYong, Honda, Subaru.
В этом году в Екатеринбурге открылось более десяти новых автосалонов. Небывалая цифра для города - на фоне ставших привычными в посткризисные годы 4-5 открытий. Причем из запущенных в 2013 г. проектов только половину составили те, что были начаты до 2008 г. и отложены до лучших времен. Остальное – уже новые, стартовавшие в 2010 г. В следующем году темпы открытий автоцентров явно снизятся – бренды набрали максимальное количество дилеров на город, и в условиях спада рынка увеличивать их число дальше смысла нет. Но велика вероятность, что новые дилеры появятся в премиум-сегменте.
Также в 2013 г. в Екатеринбурге громко о себе заявили авторынки новой формации – автомоллы и грузомоллы. Для автоцентров города это, несомненно, конкуренты. Когда на одной площадке сосредоточено много автомобилей, в том числе с пробегом, у покупателя есть хорошая возможность найти вариант, подходящий по состоянию и цене. Подержанная иномарка очень часто оказывается комфортнее и надежнее современных отечественных предложений, и в то же время дешевле нового авто. Уже сейчас частный сектор (физлица и ИП) – а это около половины покупателей коммерческого транспорта, с интересом рассматривает предложения грузомоллов. В легковом сегменте направление автомоллов также весьма перспективно.
Можно ожидать, что начало 2014 г. будет более активным для автомобильного рынка, чем конец этого года - за счет традиционных распродаж машин. В марте, я думаю, правительство предпримет шаги, которые определят тенденцию экономики на год и заставят бизнес скорректировать свою стратегию. В зависимости от этого рынок либо продолжит вяло стагнировать, либо покажет небольшую динамику - в районе 5%. При этом более дешевые бренды – в первую очередь, отечественные - смогут несколько восстановить свои позиции, за счет окончания действия госпрограммы льготного автокредитования. Одновременно продолжит расти премиум-сегмент.
- Ожидание кризиса испортило настроение
Рынок коммерческих и грузовых автомобилей в условиях спада продаж в этом году традиционно пострадал больше легкового. На это повлияла общая экономическая ситуация в стране и значительно выросшие цены на авто иностранных брендов. В итоге спрос сместился в сторону более бюджетных вариантов или машин с пробегом.
Отсутствие позитивных изменений в российской экономике, постоянные разговоры о грядущем новом кризисе и резком падении рынка влияли на совершение сделок по коммерческому и грузовому транспорту. И в разной степени отражались на настроениях потенциальных покупателей легковушек. За счет инфляции семейный доход в целом не вырос, так что стимула к обновлению транспорта не было. Но спрос подогревали огромное количество новинок на рынке и повторный запуск госпрограммы льготного автокредитования.
Премиальные бренды объехали спад продаж
Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат»
Весь текущий год динамика российского автомобильного рынка оставалась отрицательной - по итогам 10 месяцев этот показатель достиг 7%. По нашему предварительному прогнозу, за весь год объем рынка новых легковых авто составит около 2,6 млн штук. Практически 80% рынка занимают иномарки, причем положительную динамику показывают премиальные бренды и марки китайских производителей. Если говорить о сегментах, то уверенно растет SUV (Sport Utility Vehicle – «спортивно-утилитарный автомобиль»). Безоговорочным лидером этого года выступает Renault Duster - продажи этой модели за 10 месяцев выросли в два раза по отношению к прошлогоднему периоду и составили 62,2 тыс. штук. Цены на рынке изменились не сильно - средневзвешенная стоимость новой иномарки составила почти $32 тыс. (на 1,2% больше прошлогоднего показателя).
Битва за покупателя
450
Авто приходится на 1 тыс. жителей Екатеринбурга
45 430
Новых легковых авто продано в городе в январе-июне 2013 г.
78
Дилеров иномарок работают в Екатеринбурге
Источник: «Auto-Dealer-Екатеринбург», «Автостат»