В Екатеринбурге рисуется очередная история из 90-х: одни рекламщики уверяют, что другие отказались оплатить оказанные им услуги, сославшись на кризис.
С иском о взыскании почти 500 тыс. руб. с рекламного агентства Bradberry в Свердловский арбитраж обратилось другое агентство — Done Creative. По заявлению представителей Done Creative, ответчик только наполовину рассчитался с ними за один из полностью выполненных заказов и, судя по всему, рассчитываться не собирается.
Как пишет Ura.ru, история началась в конце 2014 г., когда Bradberry обратилось в Done Creative с заказом на «посев» в интернете видеоролика про майонез ЕЖК (Bradberry вело рекламную кампанию ЕЖК). Стоимость контракта с Done Creative составила 740 тыс. руб. Заказчик перечислил подрядчику половину суммы, поставив условие, что ролик должен набрать не менее 500 тыс. просмотров на Youtube. 19 января акция завершилась; общее количество просмотров, по заявлению Done Creative, превысило 520 тыс. Но второго транша от заказчика они не дождались.
В Done Creative уверяют, что у заказчиков не было претензий к качеству работы, причинами неоплаты в Bradberry назвали «обрушившийся кризис» и «приостановку платежей и согласования новых проектов». При этом обе компании потом работали вместе еще и над роликом компании «Ювелиров Урала». Предоплата на этот раз стала 80%, она была выплачена, а оставшиеся 20% — нет.
«В переписке с Мариной Чумаковой [учредитель и директор РА Bradberry] было сказано буквально: «Денег нет, когда будут — не знаю. Это бизнес, понимайте, как хотите». До нас дошли слухи, что она ликвидирует юрлица, на которых висят задолженности», — цитирует Ura.ru гендиректора Done Creative Михаила Салашова.
Позднее у себя в Facebook г-н Салашов напишет:
«Деньги за проект ЕЖК Bradberry получили еще в декабре, затем до мая нас кормили завтраками, затем, можно так сказать, послали. И дело не в кризисе, а в том, что перед новым годом попилили все деньги в надежде, что будут новые проекты. Это бизнес по-русски. Я не думал, что крупные компании занимаются таким, и у меня нет ни капли сочувствия, когда они ссылаются на кризис».
Вскоре в Facebook по теме выступил греческий хор. Политтехнолог Платон Маматов, например, прошелся по всем участникам истории:
«На странице ролика на Youtube нет ни одного лайка и комментария, следовательно, парни из Done Creative попросту накрутили просмотры ботами. Потратили на это 10-40 тыс. руб., остальные 300 с лишним положили себе в карман. И еще 370 хотят выдрать по суду. Bradberry — тоже молодцы — выставили в качестве критерия качества просмотры. Если они выставляют такое условие — значит, они не знают про накрутки, а раз так, то что они вообще делают в рекламе? И это, на минуточку, одно из трех лучших рекламных агентств Екатеринбурга. Ну, и, конечно, ЕЖК. Впулить больше миллиона на ролик, который в итоге никто не посмотрел — это красивый ход. С тем же успехом можно было просто кидаться деньгами в людей где-нибудь в центре города».
Это заявление Михаил Салашов прокомментировал так: реакция пользователей Youtube на ролик ЕЖК была такой негативной, поэтому заказчик попросил отключить функции комментариев и лайков.
«Поиск в интернете не даст никаких результатов, так как посев происходил через партнерские сети, все проигрывалось в интегрируемом плеере — фактически это не контент площадки, — написал он. — Нам незачем скрывать свою работу, мы знаем, что она выполнена качественно и готовы за это отвечать».
Параллельно в комментариях на Facebook и на странице публикации на Ura.ru начали педалировать тему выхода Марины Чумаковой из числа учредителей юрлиц, под которыми работает Bradberry. Комментаторы уверены: это делается для того, чтобы впоследствии закрыть эти компании и списать зависшие на них долги.
Сама г-жа Чумакова позже тоже высказалась на Facebook, но не о конфликте с Done Creative, а о финансовых сложностях Bradberry:
«Все ждут от меня каких-то комментариев. Я их даю, но не вступая в дискуссии и полемику, на которые времени совершенно не имею. [...]
По поводу работы моего рекламного агентства Bradberry. Компания работает. Да, в совершенно другом формате и составе. Да, пришлось пережить эту страшную деформацию. Каково это, когда твое детище, горячо любимое, взращиваемое годами, на глазах теряет былую мощь и болеет? Да хуже нет для собственника. Я тоже когда-то думала, что уж со мной точно такого никогда не произойдет. Но, как говорится, никогда не говори никогда».
Марина Чумакова приводит несколько причин, которые привели ее компанию в затруднительное положение. Во-первых, один из торговых центров Екатеринбурга задолжал 700 тыс. руб. с декабря 2014 г. — взыскать деньги через суд пока не удается. Во-вторых, круглая сумма зависла на счету Банка24.ру из-за отзыва лицензии:
«Заморозились деньги, которые так жизненно необходимы были в первом квартале этого года, и которые я получила лишь в конце июля. Причем тут же раздала все до копейки сотрудникам, которым задолжала заработную плату».
В-третьих, продолжает она, из-за неэтичного поведения участников медийного рынка:
«Многие из [них], абсолютно наплевав на всякую этику и партнерство, внаглую выходят самостоятельно на клиента и предлагают напрямую условия значительно лучше, после того, как мы проведем всю работу с клиентом и обсчитаем программу.
Что это? Это бизнес. И, действительно, понимайте, как хотите. Вот и я, понимаю, молчу, действую в рамках российского законодательства и работаю. Кто имеет ко мне какие-то претензии, пожалуйста, обращайтесь в суд».
«Пока в текущей рыночной ситуации считаю это наиболее целесообразным. Есть другие направления бизнеса, над которыми мы сейчас работаем. Возможно, они уже скоро появятся на рынке. Держим руку на пульсе экономической ситуации», — заключила г-жа Чумакова.
Авторы: Николай Ежов, Евгений Федоров / DK.RU