После сезонного весеннего повышения цен стоимость бензина основных марок АИ-92 и АИ-95 продолжала расти на протяжении всего лета. О последнем повышении операторы объявили 2 августа. В результ
После сезонного весеннего повышения цен стоимость бензина основных марок
АИ-92 и АИ-95 продолжала расти на протяжении всего лета. О последнем повышении операторы объявили 2 августа. В результате за лето топливо подорожало более чем на 1 рубль. До окончания проверки мы не можем говорить о каких-либо претензиях к операторам рынка и тем более о ценовом сговоре. Но мы изучаем саму возможность его существования, – заявила заместитель начальника территориального управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Колотова. Она подтвердила информацию о том, что ее ведомство затребовало у ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», ОАО «Свердловскнефтепродукт» и ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» (последние две компании — дилеры «Сибнефти») документы с указанием дат, когда повышались цены на топливо. В первых числах августа на автозаправках этих компаний стоимость бензина выросла одновременно.
Операторы топливного рынка встретили новость без особого волнения. Это их работа — подозревать нас в сговоре, пусть проверяют. Мы уверены, что это обычное плановое мероприятие, – заявила пресс-секретарь «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» Светлана Рычкова. Пресс-атташе ОАО «Свердловскнефтепродукт» Юлия Давыдова полагает, что подозрения, возможно, возникли из-за схожего поведения операторов в ценовой политике на некоторых локальных рынках Свердловской области. По ее словам, мировой рост цен на нефть позволил российским компаниям увеличить объемы поставок нефтепродуктов за границу, что не могло не сказаться на внутреннем рынке.
В адрес ЗАО ТПХ «Едиар» — единственного крупного оператора топливного рынка области, который не является официальным дилером нефтеперабатывающих компаний и не входит в их холдинговые структуры — никаких запросов со стороны антимонопольщиков не поступало. Управляющий розничной торговлей компании «Едиар» Валерий Сафин: На мой взгляд, сговор надо искать не на бензоколонках, а на нефтеперерабатывающих заводах. С 16 июля по 16 августа оптовая цена на бензин повышалась 7 раз, такое нечасто случается. Все тянули время за счет старых запасов, а когда они кончились — цены рванули вверх. Также г-н Сафин сообщил, что Пермский и Омский нефтеперерабатывающие заводы в начале августа подняли цены на бензин основных марок, а в середине месяца и на дизельное топливо. По мнению Валерия Сафина, нефтяные холдинги определяют стоимость нефтепродуктов исходя из конъюнктуры мирового рынка и собственных интересов. Он считает, что за счет манипуляции с ценами на локальных рынках больше зарабатывают те операторы, которые лучше осведомлены об этих планах.
Игорь Гребцов
Фас уличил трейдеров в сговоре
В июле 2004 г. Управление федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу возбудило дело о нарушении закона о конкуренции против ОАО «Роснефть-Ямалнефтепродукт» и ОАО «ЛУКОЙЛ-Югра». Специалисты ФАС, анализируя рост розничных цен на нефтепродукты, пришли к выводу, что эти компании на протяжении шести месяцев согласовывали рост розничных цен на бензин марок А-76, АИ-92 и АИ-96. Расследование началось после того, как
1 июля одновременно повысились цены на топливо на заправках этих компаний в Салехарде и Лабытнангах.
московский бензин догнал американский
По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средняя цена бензина марки Аи-95 на столичных автозаправках
16 августа составляла 14,83 руб. за литр. Литр этого бензина на АЗС, работающих под брендами крупных нефтекомпаний (в том числе у их джобберов), стоил уже 15,1 руб.
В тот же день Управление по энергетической информации (Energy Information Administration) министерства энергетики США, пишет газета «Коммерсантъ», зафиксировало среднюю розничную цену бензина марки Midgrade (соответствует нашему Аи-95) в $1,97 за галлон, или 15,2 руб. за литр. В некоторых регионах США средняя цена этого топлива ниже московской. Так, стоимость Midgrade на северном побережье Мексиканского залива составляет $1,877 за галлон, то есть 14,48 руб. за литр. Таким образом, впервые цены на бензин в России достигли американского уровня. Но в последние два месяца стоимость бензина в США снижается, а в России — растет.
Российские бензоторговцы обвиняют крупные нефтекомпании в постоянном повышении оптовых цен. Как отметил руководитель одной из столичных сетей АЗС, с начала года стоимость топлива в России выросла примерно на 40%, в то время как в США — лишь на 8-12%. По его словам, нефтяники стараются выжать максимальную маржу на внутреннем рынке, дабы приблизить ее к той, что они получают от экспорта. Как утверждает бензоторговец, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не достигает желаемой цели, и нефтяники еще больше увеличивают цену, чтобы компенсировать затраты на пошлины.
Крупные нефтекомпании не считают себя виновными. Признавая, что подъем мировых цен на нефть повлиял на ситуацию, нефтяники указывают и на другие причины. Как пояснили в «ЛУКОЙЛ», «с конца 2002 г. в России происходит рост цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности, в том числе естественных монополий». По данным компании, «тарифы на газ выросли на 44%, на столько же увеличились тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, более чем на 80% повысились тарифы на электроэнергию, на 40-60% подорожала теплоэнергия, а с декабря 2003 г. на 33% выросла стоимость продукции трубной промышленности». Последние повышения цен нефтекомпании объясняют сезонным увеличением спроса.
Розничные бензоторговцы утверждают, что уже сейчас стоимость Аи-95 на АЗС, исходя из оптовых цен, должна составлять 16 руб. за литр, но обещают не повышать цены хотя бы до сентября, опасаясь падения спроса (до сих пор подорожание бензина никак не отразилось на объеме продаж). С осени же, по оценкам специалистов, дальнейшее подорожание топлива неизбежно, и, если взятые темпы сохранятся, к лету 2005 г. цены на бензин могут достигнуть европейского уровня — 1 евро за литр.