Nipro Corp.(Япония), инвестор Уральского стекольного завода, провела на предприятии технический и финансовый аудит. Японцы считают, что из-за крымских событий делать бизнес в России небезопасно.
Уральский стекольный завод выпускает ампулы, флаконы и картриджи для фармацевтических компаний. Это инвестпроект стоимостью 3 млрд руб., в котором партнером холдинга «Юнона» стала японская фирма Nipro Corporation (выпускает медицинские изделия). Первая очередь — шесть производственных линий, работающих с 2012 г., — обошлась в 830 млн руб. По словам Ильи Марковского, директора Уральского стекольного завода, этап, когда предприятие осваивало технологию, завершен. Процент выпуска годной продукции повысился до 77-80%, что сопоставимо с европейской практикой.
Теперь мощности нужно увеличивать. Речь идет об установке еще девяти технологических линий. После этого предприятию удастся снизить себестоимость за счет внутренней специализации.
«Сейчас нам приходится перенастраивать машины с одного ассортимента на другой. Расход стеклянной трубки при этом увеличивается. Когда появится запас мощностей, необходимости в таких операциях не будет», — поясняет г‑н Марковский.
Однако настроения японских инвесторов изменились, когда западные страны ввели антироссийские санкции. «Представители Nipro опасаются, что страна вернется к государственной модели экономики и национализирует частные предприятия, — говорит Сергей Чемезов, директор «Уральского биомедицинского кластера». — Это неудивительно, если учесть поток негативной информации о России в западных СМИ. Сейчас Nipro взяла паузу, чтобы просчитать ситуацию».
В апреле на уральский завод приезжали руководители Nipro — подразделения материнской компании, управляющей филиалами в России, Турции и семи европейских странах. Президент Nipro Europe, финансовый директор Nipro Corporation, старший производственный директор и менеджеры департаментов провели два дня, осматривая цеха, склады готовых изделий и вспомогательные производства.
«Мы подготовили все документы, которые они затребовали, и презентацию следующей очереди. Обсудили конъюнктуру на рынке России и СНГ, конкуренцию и некоторые технические вопросы, — перечисляет Илья Марковский. — В мае представители финансового департамента Nipro Europe посетили екатеринбургский офис УСЗ и запросили документы из бухгалтерии. Решение о дальнейших инвестициях они должны принять в июне. Мы доказываем и убеждаем, что причин для беспокойства нет».
Сейчас УСЗ выдает 150 млн единиц изделий в год. Продукцию делают из стеклянной трубки, которую поставляет Nipro Corporation. Когда завод достроят, будут работать около 40 производственных линий и собственные стекловаренные печи. При оценочном объеме рынка России и СНГ в 5-6 млрд изделий в год на УСЗ хотят ежегодно выпускать по 1 млрд. При таких масштабах завод может получить свою долю рынка за счет импортозамещения — его продукция получается дешевле благодаря экономии на газе и электроэнергии, затратах на оплату труда, в сумме составляющих 17% себестоимости.
«Пока завод в Уфимском не выпускал стекло первого гидролитического класса, картриджи и флаконы для инсулина приходилось заказывать в Германии минимум за шесть месяцев и иногда с перебоями доставлять на Урал, — говорит Александр Петров, председатель совета директоров «Завода «Медсинтез». — А УСЗ, на продукцию которого мы сейчас перешли, под боком — на расстоянии 300 км. Нет ни задержек, ни растаможивания, ни транспортных потерь».
По словам г‑на Марковского, наладив производство, Уральский стекольный завод провел переговоры о поставках с фармпроизводителями России и СНГ. Часть из них получили партии флаконов и ампул, упаковали лекарства и заложили их на хранение для проверки на стабильность. С теми, кто проверяет стекло по ускоренной технологии, завод сможет работать уже через полгода, но компании, производящие дорогие препараты, будут ждать, пока не истечет срок годности (иногда речь идет о пяти годах). К этому времени заводу в Уфимском нужно увеличить производственные мощности, чтобы выиграть тендеры и получить заказы, — в России у него шесть конкурентов, в том числе завод в Нижнем Новгороде, работающий по немецким технологиям.
УСЗ — одно из двадцати профильных предприятий, входящих в стекольный дивизион Nipro Corporation. За последние три года Nipro приобрела производства в США, Индии, Китае, Японии, Франции, Германии и Бельгии. Сейчас японцы решают, насколько важен им завод в России. Илья Марковский считает, что уходить из России инвесторы не станут, — фармацевтический рынок растет как на дрожжах.