Компания Вячеслава Брозовского старается выжать максимум из успешного сегмента отрасли. Реализовывать более рискованные проекты на заводе готовы, но — при поддержке правительства.
На прошлой неделе на заводе сухих строительных смесей BROZEX (основатель — депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Брозовский) запустил вторую линию по производству строительного гипса, который используется для шпатлевок и штукатурок, увеличив объем производства вдвое. Представители завода признают: их сегмент развивается «против рынка». На фоне падения строительной отрасли и производства стройматериалов потребление сухих строительных смесей ежегодно пусть незначительно, но растет. Но расширять номенклатуру выпускаемой продукции, например, за счет производства гипсокартона или пазогребневых плит на предприятии в Березовском пока не решаются: объем выпуска этой продукции в России почти вдвое превышает потребление.
Первый мешок сухой строительной смеси на производственной площадке в Березовском выпустили в июне 2001 г. С тех пор завод разрастался, на нем последовательно локализовали максимальное количество производственных процессов — от добычи сырья (песка, мрамора) на собственных карьерах до производства оборудования и логистической службы. Строительный гипс — один из важнейших компонентов для производства сухих строительных смесей — долгое время закупали в Пермском крае, и только в 2016 г. запустили собственную технологическую линию по его производству в Березовском. Правда, сырье — гипсовый камень — по-прежнему продолжают возить из соседнего региона за 300 километров.
Свердловская область не богата сырьем для производства гипса, единственное месторождение находится в Алапаевске, но там гипсовый камень залегает слишком глубоко, при современных технологиях его добыча невыгодна. Ближайшее месторождение находится в Челябинской области, в 180 км, но там в минерале слишком высокое содержание железа, из-за чего гипсовая штукатурка получается розовой, а цвет порой является существенным критерием при выборе материала. Поэтому пока мы возим с чужого Кунгурского месторождения, но сейчас рассматриваем варианты по покупке месторождения в Пермском крае, — рассказывает генеральный директор предприятия Дмитрий Гуреев.
В участок, здание и технологические линии вложили около 250 млн руб., оснастив гипсовое производство самарским оборудованием и системами управления на основе контроллеров Siemens. Здесь гипсовый камень отправляют в дробилку, где измельчают сырье до 60 мм в диаметре, после этого по транспортеру оно отправляется в мельницу, затем гипс «варят» — нагревают до температуры свыше 130 градусов.
Чтобы природный камень приобрел вяжущие свойства, необходимо его дегидратировать — убрать из его формулы химически связанную воду. На выходе мы получаем порошок белого цвета с диаметром частиц 0,2 мм, который приобретает вяжущие свойства при добавлении воды, а при засыхании снова становится прочным, как камень. Технологии обжига гипса могут быть разными. Мы выбрали технологию непрерывной варки, которая обеспечивает более высокую производительность — 10 тонн в час против 4-5 при периодической варке, когда котел загружают и опорожняют полностью через определенные промежутки времени. Плюс — выбранная нами система обеспечивает более стабильные показатели качества: гипс от партии к партии не различается в своих качествах, — рассказывает заместитель директора предприятия Иван Ютик.
Обе линии полностью автоматизированы: всеми процессами управляют три человека — оператор производства, водитель погрузчика и оператор на загрузке.
Мобильный силос и 3D-принтеры
С запуском второй технологической линии объем гипсоварочного производства увеличился вдвое — с 70 до 140 тыс. тонн в год. Примерно 20% продукции продается другим компаниям отрасли — у предприятия есть собственный автопарк для транспортировки продукции и подъездные пути для железнодорожного транспорта. Но большая часть гипса идет на производство сухих строительных смесей BROZEX.
В 2018 г. в летние месяцы, когда спрос на строительные материалы повышен, мы работали в дефиците, гипса не хватало. На фоне стагнации рынка строительных материалов отрасль сухих строительных смесей ежегодно пусть незначительно, но растет, это позволило нам запустить вторую линию и загрузить ее, — объясняет Иван Ютик.
А вот о производстве гипсовых или пазогребневых плит пока остается только мечтать: по данным на сентябрь прошлого года, суммарные российские мощности по производству этой продукции вдвое превышают спрос.
Мы не забываем про эту возможность, но окупаться такая линия будет довольно долго. Если удастся через правительство или какие-нибудь фонды получить дешевые кредитные ресурсы, можно будет попробовать реализовать этот проект. Недели две назад мы принимали участие в совещании с министром строительства Свердловской области. Там, в том числе обсуждалось выполнение майских указов президента, согласно которым к 2024 г. нужно будет ввести вдвое больше жилья, чем в 2018 г. Я думаю, правительство найдет способы простимулировать стройку и продажи жилья, а вслед за этим подтянется и сфера производства строительных материалов, — объясняет Дмитрий Гуреев.
Пока же на предприятии делают ставку на максимальную локализацию материалов, которые требуются для производства строительных смесей, и сервис для потребителей. Например, в Березовском производят мраморный наполнитель для строительных смесей, который используют не только для шпаклевок, штукатурок и клеев, но и утяжелителей буровых растворов. Такие растворы закупают подразделения «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла». По контрактам с крупными торговыми сетями производят смеси по заказанной рецептуре — например, такой контракт заключен с «Леруа Мерлен».
Для повышения лояльности со стороны строительных компаний BROZEX запустил «мобильный сервис»: строительные смеси на стройки сегодня доставляют не только в сухом виде в мешках, но и в виде готовой смеси в 20-тонных бочках-силосах. На предприятии закупили больше ста таких бочек.
Мы не были первыми в России, кто начал применять такие мобильные силосы, но мы первыми развили это в отдельное направление, теперь за нами подтягиваются конкуренты. Мы потратили много времени на то, чтобы показать строителям, насколько это удобно, зато теперь даже небольшая бригада, выходя на стройку, интересуется у заказчика — будет ли на площадке такой мобильный силос, — объясняет Дмитрий Гуреев. — Это очень удобно: строительную смесь в готовом виде с помощью насоса можно доставить на любой этаж, бочка занимает 4 кв. м на стройплощадке, не надо никуда таскать мешки, хранить их, вывозить упаковку. Производительность труда возрастает кратно.
Расширять продуктовую линейку планируют и дальше: в мае на заводе собираются запустить производство перлита. Этот минерал при нагреве вспучивается, как попкорн (вес на кубический метр — 55 кг), и используется при производстве облегченных строительных смесей, например, гипсовой штукатурки. Кроме того, делом отдаленного, но вполне ожидаемого будущего на заводе считают технологии 3D-принтинга, которые потребуют производства специальных смесей для «печати» домов.
Насколько я понимаю, глава нашего минстроя очень увлечен этой идеей и ратует за применение этих технологий в нашем регионе. Если они действительно войдут в нашу жизнь, нам придется построить еще парочку заводов, — уверен руководитель BROZEX.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU