Александр Провоторов, президент ОАО «Ростелеком»:
Традиционные телеком-операторы сегодня уже не хотят быть только поставщиками связи и Интернета — «простой трубой». Они хотят быть «умной трубой». British Telecom, Deutsche Telekom, Telefonica — все ведущие западные компании развивают направления, которые раньше не имели отношения к телекоммуникациям: ИТ-сервисы, платный контент, услуги дата-центров и т. д. При этом тенденция имеет и обратную сторону: такие мировые компании, как Cisco, HP и IBM, теперь развивают услуги связи. Наглядный пример — продукт TelePresence компании Cisco. Это продвинутая видео-конференц-связь, являющаяся, по сути, услугой связи.
Google, Microsoft, Apple и другие контент-провайдеры также двигаются в сторону предоставления услуг связи. Примером является сделка по покупке Microsoft компании Skype. Или Apple, которая, выпустив приложение для обмена SMS через сети Wi-Fi, в общем-то убивает традиционный рынок SMS в Европе. Это признанный факт: SMS всегда была одной из самых маржинальных услуг в структуре выручки любого оператора. Сейчас целый ряд международных компаний несет из-за сервиса Apple колоссальные потери.
«Ростелеком» не мог остаться в стороне от тренда. Сейчас компания развивает ряд ИТ-направлений, в частности SaaS (софт как сервис) и IaaS (инфраструктура как сервис). Мы создали собственные вычислительные мощности, дата-центры (скоро выйдем на проектные работы крупнейшего коммерческого частного дата-центра в стране), запустили государственное «облако» — Национальную облачную платформу (O7.com).
Платформу мы считаем важнейшим продуктом компании. Помимо того что на ней были реализованы электронное правительство и портал госуслуг, мы теперь можем использовать эту площадку для предоставления коммерческих сервисов. А также госуслуг, напрямую не связанных с электронным правительством, таких как электронная медицина, электронное образование и т. д. По нашим расчетам, это в 30 раз сокращает затраты на приобретение тех или иных продуктов и в пять раз — сроки на их внедрение. Надо отметить, что с проектом Национальной облачной платформы мы на несколько лет обгоняем ведущие мировые державы — США и Великобританию, где решения по созданию подобного государственного «облака» еще только принимаются.
На портале O7.com сегодня доступно более 20 облачных систем. Ключевых для нас — восемь, в частности электронное правительство. «Ростелеком» является единственным исполнителем и участвует в нем по принципу частно-государственного партнерства. Мы уже инвестировали порядка 3 млрд руб. собственных средств в развитие этого продукта и в ближайшее время доведем сумму до 6 млрд.
На базе O7.com мы реализовали проект для президентских выборов в марте 2012 г. — «Веб-выборы-2012». Это был полностью облачный сервис: было задействовано восемь дата-центров по всей стране, к которым по нашим каналам связи подключались программно-аппаратные комплексы — а это 90 тыс. участковых избирательных комиссий. С помощью облачной платформы создали продукт «Школа будущего». Он включает в себя целый ряд облачных сервисов для региональных образовательных учреждений — интерактивную биб¬лиотеку образовательных и познавательных программ, фильмов, учебников, электронные дневники, электронные классные журналы, социальную сеть для общения учителей и родителей между собой и т. д.
Также в этом году мы начали работать над проектами в области медицины (создание единой электронной медицинской карты, регистратуры, очереди в медицинские учреждения), безопасности (системы видеомониторинга и выявления правонарушений), ЖКХ (связь всех участников рынка на портале госуслуг).
Правила игры диктует рынок. Еще несколько лет назад компания «Ростелеком» была магистральным оператором связи и оператором междугородной и международной связи. Тогда конкурентоспособность определяли качество и стоимость услуг, а также региональное присутствие. Но сегодня наша задача масштабируется — мы намерены стать глобальным сервис-провайдером.
Колонка написана на основе выступления на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи России (Москва)