Меню

Надо избавляться от партизанского бизнеса

Фирмы Х и их привилегии Обращается к нам в ассоциацию предприниматель от фармацевтики и просто мой хороший знакомый: опять «пролетел» в тендере. Конкурс выиграла фирма Х. Почему? Потому что ресурсы

Методы приватизации муниципальной собственности отпугивают потенциальных инвесторов.

Фирмы Х и их привилегии

Обращается к нам в ассоциацию предприниматель от фармацевтики и просто мой хороший знакомый: опять «пролетел» в тендере. Конкурс выиграла фирма Х. Почему? Потому что ресурсы компании Х — приватизированная муниципальная собственность, а ее руководитель близок к администрации. Это пример из соседнего областного центра — Челябинска, где бывший мэр перевел в частную собственность помимо прочего сеть муниципальных аптек, заполучив раскрученный бизнес и 40% фармрынка.

У нас ситуация не менее пикантная. В ходе приватизации муниципальных аптек один из чиновников, близких к фармацевтическому бизнесу, под предлогом убыточности сдал часть объектов в аренду своей жене. Еще часть перевел в другую организационно-правовую форму. По сути, аптеки сменили собственника: теперь их можно купить. Чиновник и его супруга стали обладателями готового бизнеса — с помещениями, налаженной системой поставок и кредитом доверия населения (в народе, наверное, до сих пор бытует представление о демократичности муниципальных аптек). Созданная сеть отхватила значительную часть рынка и составила серьезную конкуренцию коммерческим аптекам.

Кто в выигрыше?

Почему подобная схема стала возможной? Почему сама приватизация проводилась по-партизански и ни одна из коммерческих фирм не смогла принять участие в тендере на приобретение муниципальных аптек?

Жители города от этого только про­играли: новая аптечная сеть избавилась от необходимости продавать наркотические препараты (их для некоторых категорий больных обязаны предлагать муниципальные аптеки). Дело в том, что процесс этот требует больших усилий: получение лицензии, организация помещений с тремя степенями защиты для хранения таких препаратов. В результате всем больным приходится ездить в единственную аптеку, которой сложно справиться с потоком посетителей. Нового собственника, вы­игравшего открытый тендер, можно было бы обязать оставить эти отделы.

Партизанам скажем нет

Идеальный сценарий приватизации муниципальной собственности, на мой взгляд, должен выглядеть так. Сначала администрация проводит открытый тендер. В связи со специфичностью фармрынка необходимыми условиями для компаний-участников следует считать финансовую состоятельность, деловую репутацию (учитывая рекомендации дистрибьютеров) и географическое местоположение головного офиса. Предпочтение должно отдаваться местным компаниям, базирующимся непосредственно на территории региона, в котором они работают. И это не просто дань патриотизму. Местные фирмы знают специфику своего региона, быстрее принимают решения, чем компании с территориально отдаленным центром, к тому же они более заинтересованы в развитии своего бизнеса именно на региональном уровне и обеспечивают налоговые поступления в местные бюджеты.

После тендера должен состояться открытый, подчеркиваю, открытый аукцион, в котором участвуют не менее трех претендентов, соответствующих перечисленным выше условиям. Побеждает тот, у кого хватит ресурсов для развития бизнеса и региона. А город получает гораздо большие поступления в бюджет, нежели при тайном переводе аптек в частную собственность.

В России две беды. Сколько их на Урале?

Такая ситуация характерна не только для фармацевтического рынка. Нередко объекты уходят с молотка без огласки, и люди, которые готовы заплатить за них хорошие деньги и развивать бизнес, не могут этого сделать. Если на Западе чиновника уличают в семейственности, он как минимум подает в отставку, а у нас подобные злоупотребления — в порядке вещей, материалы об этих людях открыто публикуют средства массовой информации. Почему использование административного ресурса не считается у нас преступлением?

Миссия нашей ассоциации — формирование благоприятного климата для инвестиций в Урало-Сибирский регион, создание выгодных условий для развития бизнеса. Задачи административных органов вроде бы те же самые, но в действительности чиновники преследуют однодневную выгоду. Они упускают инвесторов, которые могли бы осуществить у нас долгосрочные проекты. Ибо адекватный человек не станет вкладывать деньги, если эффективность бизнеса непропорциональна затраченным на его раскрутку усилиям.

мнение ЗА

Илья Шкоп

член НП «Комитет 101»:

— Город, проводя открытую продажу тех же аптек, обретет не только немалые поступления в бюджет. Он еще получит более конкурентоспособного игрока на аптечном рынке, так как только сильнейший сможет дать в свободном конкурсе высокую цену и только он в состоянии будет выполнить обременительные условия (ненужные бизнесу, но необходимые жителям города).

А продажи имущества втихаря искажают конкуренцию. Люди, ничего не смыслящие в конкретном бизнесе, вваливаются в рынок только потому, что знали, где и что плохо лежит.

Это все называется одним словом — коррупция. Не минула она, по-видимому, и наш городок.

Правоохранительная система в значительной степени разрушена вместе со страной, на которую она работала, и фармацевтика здесь ни при чем. Надо, чтобы высшие чиновники, реально управляющие районом, городом и т.д., хотели блага своей стране. А как это возможно, если после развала СССР стало неприличным (!) говорить о патриотизме? Само общество все еще принимает и поддерживает в сознании каждого человека модель грабительского капитализма.

Впрочем, если вернуться на землю, для прозрачной приватизации нужно совсем немного. Прежде всего — публиковать список объектов к продаже с указанием их стартовой цены и графика аукционов. Сегодня такой список недоступен даже депутатам городской думы. Чем не поле для деятельности прокуратуры?

мнение ПРОТИВ

Вадим Дударенко

заместитель председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом:

— Мы не можем отступать от требований закона. Есть нормы, которые в нем четко определены. Шаг влево, шаг вправо — и приватизационную процедуру можно в судебном порядке признать незаконной. С точки зрения организации здесь все просто и прозрачно.

Законодательство закрепляет за нами обязанность — оповещать потенциальных покупателей о продаже муниципального имущества. ЕКУГИ использует для этого официальное издание администрации города — газету «Вечерний Екатеринбург». За 30 дней до проведения открытого конкурса мы обязаны такую информацию опубликовать. Персональные приглашения не рассылаем.

Различать региональных и федеральных предпринимателей нам также не позволяет закон. Как житель Екатеринбурга, я могу высказать свое мнение: было бы хорошо, если бы существовали преференции для местных бизнесменов. Но их нет. Если же мы сами введем такие ограничения, у юристов будет повод для претензий.

До 2002 г. в России существовал способ приватизации, выделявший региональный бизнес, — аренда с выкупом. Арендуешь объект, и право на его выкуп тебе законодательно определено. Новый закон
«О приватизации» такой вариант не предполагает. Есть мнения и мысли о том, чтобы вернуть аренду с выкупом, но это — компетенция Госдумы. Если такой способ появится снова, будем его практиковать.