Фирмы Х и их привилегии Обращается к нам в ассоциацию предприниматель от фармацевтики и просто мой хороший знакомый: опять «пролетел» в тендере. Конкурс выиграла фирма Х. Почему? Потому что ресурсы
Фирмы Х и их привилегии
Обращается к нам в ассоциацию предприниматель от фармацевтики и просто мой хороший знакомый: опять «пролетел» в тендере. Конкурс выиграла фирма Х. Почему? Потому что ресурсы компании Х — приватизированная муниципальная собственность, а ее руководитель близок к администрации. Это пример из соседнего областного центра — Челябинска, где бывший мэр перевел в частную собственность помимо прочего сеть муниципальных аптек, заполучив раскрученный бизнес и 40% фармрынка.
У нас ситуация не менее пикантная. В ходе приватизации муниципальных аптек один из чиновников, близких к фармацевтическому бизнесу, под предлогом убыточности сдал часть объектов в аренду своей жене. Еще часть перевел в другую организационно-правовую форму. По сути, аптеки сменили собственника: теперь их можно купить. Чиновник и его супруга стали обладателями готового бизнеса — с помещениями, налаженной системой поставок и кредитом доверия населения (в народе, наверное, до сих пор бытует представление о демократичности муниципальных аптек). Созданная сеть отхватила значительную часть рынка и составила серьезную конкуренцию коммерческим аптекам.
Кто в выигрыше?
Почему подобная схема стала возможной? Почему сама приватизация проводилась по-партизански и ни одна из коммерческих фирм не смогла принять участие в тендере на приобретение муниципальных аптек?
Жители города от этого только проиграли: новая аптечная сеть избавилась от необходимости продавать наркотические препараты (их для некоторых категорий больных обязаны предлагать муниципальные аптеки). Дело в том, что процесс этот требует больших усилий: получение лицензии, организация помещений с тремя степенями защиты для хранения таких препаратов. В результате всем больным приходится ездить в единственную аптеку, которой сложно справиться с потоком посетителей. Нового собственника, выигравшего открытый тендер, можно было бы обязать оставить эти отделы.
Партизанам скажем нет
Идеальный сценарий приватизации муниципальной собственности, на мой взгляд, должен выглядеть так. Сначала администрация проводит открытый тендер. В связи со специфичностью фармрынка необходимыми условиями для компаний-участников следует считать финансовую состоятельность, деловую репутацию (учитывая рекомендации дистрибьютеров) и географическое местоположение головного офиса. Предпочтение должно отдаваться местным компаниям, базирующимся непосредственно на территории региона, в котором они работают. И это не просто дань патриотизму. Местные фирмы знают специфику своего региона, быстрее принимают решения, чем компании с территориально отдаленным центром, к тому же они более заинтересованы в развитии своего бизнеса именно на региональном уровне и обеспечивают налоговые поступления в местные бюджеты.
После тендера должен состояться открытый, подчеркиваю, открытый аукцион, в котором участвуют не менее трех претендентов, соответствующих перечисленным выше условиям. Побеждает тот, у кого хватит ресурсов для развития бизнеса и региона. А город получает гораздо большие поступления в бюджет, нежели при тайном переводе аптек в частную собственность.
В России две беды. Сколько их на Урале?
Такая ситуация характерна не только для фармацевтического рынка. Нередко объекты уходят с молотка без огласки, и люди, которые готовы заплатить за них хорошие деньги и развивать бизнес, не могут этого сделать. Если на Западе чиновника уличают в семейственности, он как минимум подает в отставку, а у нас подобные злоупотребления — в порядке вещей, материалы об этих людях открыто публикуют средства массовой информации. Почему использование административного ресурса не считается у нас преступлением?
Миссия нашей ассоциации — формирование благоприятного климата для инвестиций в Урало-Сибирский регион, создание выгодных условий для развития бизнеса. Задачи административных органов вроде бы те же самые, но в действительности чиновники преследуют однодневную выгоду. Они упускают инвесторов, которые могли бы осуществить у нас долгосрочные проекты. Ибо адекватный человек не станет вкладывать деньги, если эффективность бизнеса непропорциональна затраченным на его раскрутку усилиям.
мнение ЗА
Илья Шкоп
член НП «Комитет 101»:
— Город, проводя открытую продажу тех же аптек, обретет не только немалые поступления в бюджет. Он еще получит более конкурентоспособного игрока на аптечном рынке, так как только сильнейший сможет дать в свободном конкурсе высокую цену и только он в состоянии будет выполнить обременительные условия (ненужные бизнесу, но необходимые жителям города).
А продажи имущества втихаря искажают конкуренцию. Люди, ничего не смыслящие в конкретном бизнесе, вваливаются в рынок только потому, что знали, где и что плохо лежит.
Это все называется одним словом — коррупция. Не минула она, по-видимому, и наш городок.
Правоохранительная система в значительной степени разрушена вместе со страной, на которую она работала, и фармацевтика здесь ни при чем. Надо, чтобы высшие чиновники, реально управляющие районом, городом и т.д., хотели блага своей стране. А как это возможно, если после развала СССР стало неприличным (!) говорить о патриотизме? Само общество все еще принимает и поддерживает в сознании каждого человека модель грабительского капитализма.
Впрочем, если вернуться на землю, для прозрачной приватизации нужно совсем немного. Прежде всего — публиковать список объектов к продаже с указанием их стартовой цены и графика аукционов. Сегодня такой список недоступен даже депутатам городской думы. Чем не поле для деятельности прокуратуры?
мнение ПРОТИВ
Вадим Дударенко
заместитель председателя Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом:
— Мы не можем отступать от требований закона. Есть нормы, которые в нем четко определены. Шаг влево, шаг вправо — и приватизационную процедуру можно в судебном порядке признать незаконной. С точки зрения организации здесь все просто и прозрачно.
Законодательство закрепляет за нами обязанность — оповещать потенциальных покупателей о продаже муниципального имущества. ЕКУГИ использует для этого официальное издание администрации города — газету «Вечерний Екатеринбург». За 30 дней до проведения открытого конкурса мы обязаны такую информацию опубликовать. Персональные приглашения не рассылаем.
Различать региональных и федеральных предпринимателей нам также не позволяет закон. Как житель Екатеринбурга, я могу высказать свое мнение: было бы хорошо, если бы существовали преференции для местных бизнесменов. Но их нет. Если же мы сами введем такие ограничения, у юристов будет повод для претензий.
До 2002 г. в России существовал способ приватизации,
выделявший региональный бизнес, — аренда с выкупом. Арендуешь объект, и право на
его выкуп тебе законодательно определено. Новый закон
«О приватизации» такой вариант не предполагает. Есть мнения и мысли о том, чтобы вернуть аренду с выкупом, но это — компетенция Госдумы. Если такой способ появится снова, будем его практиковать.