Александр Давыдов, председатель совета директоров NAUMEN:
В блогах и на форумах очень часты нелицеприятные отзывы о нашей стране, и поют такие песни нередко сами же россияне. От интернет-мема «сраная рашка» меня передергивает, но само поведение людей — не удивляет. 70 лет страной управляла советская бюрократия, которая избавляла людей от чувства собственности, от любой ответственности и сопричастности. С каждым новым поколением, с возрастающей опекой государства уходила ответственность за близких, родителей и детей. А вместе с тем произошло и отчуждение от земли, на которой мы живем.
Вспомните, в СССР можно было спокойно взять человека и переселить его из одной точки страны в другую — из Иркутска, например, да хоть в Ригу или Душанбе. И это было нормально, никакого дискомфорта никто не испытывал и сильно не переживал. Причем эта оторванность от земли одинаково проявлялась как у горожан, так и у жителей сел. Сейчас, по прошествии двух десятков лет после развала Союза, мы по-прежнему не хозяева на своей земле. Формально собственность на землю есть, а народ ее не принимает. Крестьяне, получив земельный пай колхоза, тут же продают его — даже им не нужна земля. Об идентификации себя со своей землей, о готовности ее защищать и обустраивать речи нет.
Когда в 90-е гг. государство в лице чиновников и силовиков ослабло и отступило, все пошло самотеком. Забавно, но единственным, кто сохранил в СССР чувство хозяина территории, оказалась мафия. В 90-х гг. ОПГ были одними из немногих, кто воспринимал занимаемое место под солнцем как свой дом. И деньги отбирали у бизнеса, и превращали уличных гопников в организованный криминальный бизнес — получая как бонус снижение «дикой преступности» на улицах. Юридическое право снова заработало позже, к концу 90-х гг., когда закон оказался выгоден всем, включая мафиози, накопившим капитал.
Молодежь, которая не прошла 90-е гг., пропустила это формирование базовых ценностей и считает, что в основе общества лежит юридический закон. На самом деле в его основе более глубокие вещи — нравственность, честь, естественные права, включая и право на землю, где живешь. В трудные времена юридическое право работает плохо, но общество продолжает жить. И юридическое право проиграет, если вступит в конфликт с естественным. Не надо на него слишком рассчитывать. Парадоксально, но факт: к порядку Россия пришла из хаоса, а хаос преодолевался не только властью, но и криминальным бизнесом. Сложно это не признавать.
Сегодняшний бизнес в большинстве представлен людьми, в генах которых крепко сидит советское прошлое. Сидят дефицит, недоедание, цензура. Сложно сопротивляться желанию как можно быстрее заработать на сытую жизнь, успеть хорошо пожить. И вот максимизируют свою прибыль за счет окружающих, подрывая душевное здоровье — и свое, и своих близких. Но все через несколько лет приходят к пониманию, что такая жизнь приносит несчастье. Чтобы жить хорошо, придется строить свою жизнь вместе с окружающими.
Своими тратами люди с деньгами влияют на общество, а потому ответственны перед ним. Когда вы платите, вы совершаете выбор: что поддержать, а что нет. Помогаете чему-то вырасти, а что-то убиваете. Можно платить дороже за услуги, если эти деньги пойдут на ваше окружение, на среду. Правильная среда — когда нет разрыва в десятки раз между богатыми и бедными. Показателен пример послевоенной Германии. Им пришлось преодолевать разруху, много работать. Но немцы не хотели, чтобы быстро разбогатели одиночки. Они готовы были терпеть недостаток на несколько лет дольше, но чтобы поднялись все — и они сами, и их соседи, и вся нация, поэтому и государство там играет роль контролера за социальными процессами.
Россия всегда была экстремальной, скатывалась то в дикий капитализм, то в жесткий социализм. Баланс пока не найден. Невозможно быть счастливым в одиночку — это очень правильный тезис. Но полная самоидентификация произойдет только после осознания себя на своей земле. Случится ли это — прогнозировать сложно. Но лучше бы случилось. Лично мне не хотелось бы увидеть повторения событий 1917-го.
Колонка написана специально для «Делового квартала»