Алексей Патраков председатель совета директоров стоматологического холдинга «Приор-М» У меня есть сотрудник, который всегда смотрит даже не в завтрашний день, а в послезавтрашний. Он лет десять на
Алексей Патраков председатель совета директоров стоматологического холдинга «Приор-М»
У меня есть сотрудник, который всегда смотрит даже не в завтрашний день, а в послезавтрашний. Он лет десять назад установил мне электронную почту и сказал: «Очень удобно, пользуйтесь». Но я человек по характеру осторожный и к любым нововведениям сначала долго присматриваюсь. К почте я не притрагивался, наверное, лет пять: непривычно, да и особой потребности не было. Теперь же это атрибут, которым я пользуюсь каждый день. Так же и с электронными платежными системами: в этом вопросе нельзя быть одержимым и восторженно пользоваться всем, что только что появляется на рынке.
Я еще раз убедился в справедливости осторожной оценки, когда в один прекрасный день при помощи фальшивой электронной платежки мошенники попытались увести 200 тыс. руб. у одного из предприятий нашего холдинга — оно пользовалось интернет-банком. Нам повезло: преступники не разобрались в специфике компании и сделали несвойственный ей платеж. Оператор банка тоже проявил бдительность, и в итоге мы успели пресечь эту попытку, а затем приняли меры, которые усилили безопасность электронной защиты.
Мой брат к платежным новинкам еще недоверчивее. Рассказывал, как к нему приходили представители нескольких банков и дарили пластиковые карты. Как только они уходили, он эти карты тут же выбрасывал. Дело в том, что его партнер по бизнесу много лет назад открыл карту в банке, и с нее у него украли $40 тыс. С тех пор он поставил крест на всех электронных расчетах и везде платит наличными. Соответственно и на брата эта история повлияла. Многие до сих пор не приемлют личные электронные деньги. Особенно это свойственно людям старшего поколения. Мы недавно заключали сделку с бизнесменом, который уже в годах. Я ему говорю: «Деньги мы перечислили, они на вашем лицевом счете». Он: «Я не понимаю, что там на счете». Я отвечаю: «Ну не нести же вам деньги в чемодане, никто так уже не делает». Для него деньги — это только наличность.
Но я считаю, что это тоже крайность. Конечно, риски есть: бумажный документ подделать или украсть сложнее, а электронный документооборот исключает личное общение, поэтому возможностей для махинаций больше. Но верни меня сейчас на обычную систему документооборота с банком — и я взвою. Главное — максимально использовать меры защиты. Например. У меня самого несколько банковских карт, и у каждой свое назначение. Есть зарплатная, с которой хожу в магазины, есть карта, при помощи которой я делаю интернет-покупки, с еще одной летаю за границу. Наличные с собой ношу, но практически ими не пользуюсь. Они у меня, скорее, для подстраховки — что называется, ягод у бабушки купить. Бывает, захожу в магазин, обнаруживаю, что забыл карточку, разворачиваюсь и ухожу. Потому что как представлю, что сейчас на кассе заставят мелочь посмотреть, потом этой же мелочи насдают! Но! Деньги я храню на счете, а карточки пополняю периодически и никогда не держу на них большие суммы. Поэтому даже если карту украдут или взломают, то потеря будет невелика.
При этом я понимаю и другие риски. Вижу, что многим сложно контролировать расходы, если деньги лежат у них не в кармане, а на карте. Женщинам, думаю, труднее с платежными системами. Моя сестра, например, очень рациональный человек, но даже она признает, что деньги тратятся намного медленнее, если они — наличные. Моя супруга того же мнения, поэтому карточки не любит. Для меня же такой проблемы нет: если я пошел в магазин за носками, то и выйду из него с носками. Даже если мне будут тут же предлагать купить еще и футболку, ботинки и дубленку. И даже если эти вещи мне по идее нужны.
Думаю, чтобы электронные платежные новинки стали более распространенными, нужно решить всего две проблемы: обеспечить высокую степень безопасности и удобства для пользователей. В принципе вторая задача практически решена. Взять, к примеру, мобильные телефоны. Я год назад решил купить iPhone. Многие друзья давно пользовались и говорили, что аппарат удобный. Посмотрел: телефонная книжка сделана грамотно. Купил. А через три дня захотел его выбросить. Ладно, знакомый остановил, сказал, что надо выждать — за пару недель я привыкну и пойму, что это предмет простой. Сделан, как говорят, для дураков, а заменяет пол-офиса. В итоге так и вышло. Поэтому чем проще и удобнее будет платежная новинка, чем органичнее она будет сочетаться с компьютером или телефоном, тем быстрее она приживется.
Колонка написана специально для «Делового квартала»