Меню

Налоговикам разрешили штрафовать без суда

Норма о внесудебном взыскании санкций появилась в НК РФ год назад. С 1 января 2006 г. решения налоговых органов о начислении штрафов и пени получили статус исполнительного документа (см. «ДК» № 42

Норма о внесудебном взыскании санкций появилась в НК РФ год назад. С 1 января 2006 г. решения налоговых органов о начислении штрафов и пени получили статус исполнительного документа (см. «ДК» № 42 от 14 ноября 2005 г.). Однако законодатель ввел ограничение — принудительно перечислять деньги в бюджет можно, только когда размер штрафа по каждому налогу не превышает 50 тыс. руб. для юридических лиц и 5 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Юристы уже тогда говорили, что новая процедура взыскания санкций нарушает презумпцию невиновности налогоплательщика.

С 2007 г. условия станут еще жестче — вступают в силу очередные поправки в НК РФ (Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ). В частности, утрачивают силу п. 7 статьи 114 кодекса, устанавливающий суммы штрафов, которые можно списывать со счета налогоплательщика без решения суда, и статья 103.1, поясняющая процедуру такого взыскания.

ЕКАТЕРИНА ГАМАРНИК, исполнительный директор юридического агентства «Юс-Когенс», предупреждает: в связи с нововведениями налоговые органы получают право штрафовать предприятия на любые суммы, не обращаясь в суд:

— Препятствий почти не осталось. Налоговые органы больше не ограничены размерами санкций, главное — уложиться в сроки, направить платежное поручение в банк в течение двух месяцев после принятия решения о взыскании. В новой редакции статьи 104 НК РФ сказано, что инспекция обращается с исковым заявлением в суд только в исключительных ситуациях — когда нарушение совершило физическое лицо, и в иных случаях, определенных законом.

К каким последствиям может привести расширение полномочий налоговиков?

— Раньше организации были защищены от недобросовестных действий налоговых органов: штрафы, по крайней мере крупные, можно было оспорить в суде до того, как деньги уйдут с расчетного счета. Инспектор ведь может просто допустить ошибку. Не секрет, что бывают заказные проверки. В любом случае налоговый орган — это сторона, заинтересованная в наложении санкций, а суд — независимая инстанция.

Суды часто встают на сторону налогоплательщиков?

— Да. Налоговые органы регулярно выносят предписания и накладывают административные взыскания, которые противоречат закону. Некоторые штрафы в НК РФ установлены в процентах от доходов — на крупном предприятии их величина может быть очень существенной.

Кстати, налоговики получили право не только снимать деньги со счетов в безакцептном порядке, но и принимать обеспечительные меры по взысканию штрафов. Тоже без решения суда. Меры прописаны в новой редакции статьи 101 НК РФ — это запрет на отчуждение имущества и приостановление операций по банковским счетам.

Обеспечительные меры будут применять ко всем, кого собираются
оштрафовать?

— Скорее всего, нет. Сейчас даже в судах обеспечительные меры накладывают редко: они могут привести к нарушению прав налогоплательщика. ИФНС тоже будут использовать их осторожно: когда нарушение зафиксировано уже не впервые, суммы крупные и есть достаточно оснований полагать, что решение инспекции не будет исполнено. В случае ошибки налоговые органы должны возместить убытки, причиненные их незаконными действиями. Правда, доказать, что убытки связаны именно с обеспечительными мерами, трудно.

Чем обосновано настолько серьезное расширение полномочий ИФНС?

— Это часть проводимой налоговой реформы. На практике у предприятий до сих пор остается много возможностей уйти от налоговой ответственности. Фирмы продают, меняют участников обществ, выводят активы — ждут, пока пройдет срок исковой давности. Действия государства направлены на то, чтобы взыскивать санкции быстро. Одно лишь право безакцептного списания штрафов тут не поможет. Инспекция не обращается в банк на следующий день после вынесения решения. За это время организация успевает быстро все распродать, и банк уже не может списать деньги со счета — их нет.

Что делать, если штраф со счета сняли, а налогоплательщик уверен, что он прав?

— Решение всегда можно обжаловать в суде. У нас были случаи, когда предприятие не соглашалось с наложенным штрафом. Вернуть деньги удалось.

Сколько времени может занять такой процесс?

— Если стороны не будут своевременно предоставлять доказательства, его можно затягивать годами. Но, как правило, административные дела рассматривают быстро: в течение месяца проходит судебное заседание, решение вступает в силу немедленно или в течение десяти дней. Правда, получить назад деньги из бюджета нелегко, особенно когда речь идет о крупных суммах, — это долгая бюрократическая процедура.

Как защитить предприятие от незаконных налоговых санкций, чтобы потом не пришлось возвращать день­ги через суд?

— Любая проверка длится некоторое время. Нужно сразу же обратиться к юристам, чтобы они сопровождали каждый шаг работников ИФНС. Действия, которые вы считаете незаконными, можно сразу же обжаловать — пока не составлен акт налоговой проверки.

Если не успели, необходимо обязательно активно участвовать в рассмотрении акта и материалов проверки руководителем инспекции — налогоплательщик имеет на это право. Раньше ИФНС могли выносить решение сами, сейчас процесс рассмотрения результатов проверок предельно формализован и проходит практически как заседание суда — порядок прописан в новой редакции статьи 101 НК РФ.