Малый бизнес в регионах живет по принципу «честным быть выгодно, а нечестным еще выгодней». Неточности в законах и «лютующая» налоговая сводят на нет попытки вести дела «по-белому».
Никита Абраменко, CEO сервиса «Поток» (Альфа-банк), с командой из семи человек провел более 100 интервью с представителями малого бизнеса в регионах России. Инсайты, полученные от предпринимателей, были проверены по базе Альфа-Банка для получения статистически значимых сведений. Об итогах исследования Абраменко рассказал на своей странице в Facebook.
Выпуск 1/3. НАЛОГОВАЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО
— Ключевое наблюдение: человеческий фактор и невероятная сложность налоговой системы портят жизнь не только малому бизнесу, но еще больше — самой ФНС. (...)
Налоговая — это тема №1, о которой люди сами рассказывают. Вдумайтесь! Не о продажах, клиентах или ворующих персонал в магазинах. Про налоговую! Это крайне дестабилизирующий фактор для людей. Почему?
НЕЧЕСТНЫМ БЫТЬ ВЫГОДНО
Мы стояли в тупике улицы на отшибе Нижнего Новгорода. Круг для разворота автобусов. Автобусы — «пазики» 80-х. Вокруг пустое поле и кирпичное здание. Во дворе валяется металлолом, покрышки и посеревшие доски с гвоздями. Рядом мужик разложил детский столик и продает что-то никчемное, как иногда бабули у метро в Москве. Пусто и тихо.
Там находился офис одного из респондентов. Интервью уже давно закончилось, а мы никак не могли проститься. Собеседник тогда произвел на меня сильнейшее впечатление.
Общаясь с малым бизнесом, легко встретить разочаровавшихся в жизни людей. Жалуются на государство, невообразимую конкуренцию, персонал и т.п. Однако стоит уточнить детали «проблем», и сразу понимаешь: в чем-то они их заслуживают. Воруют, но хотят справедливости. Не пробуют делать новое, но ждут выгоды. Много не трудятся, но ищут халявы.
А тут бац! Совсем другой типаж. Глубочайшее знание отрасли, живой ум, строгость руководителя и, наконец, просто крепкий, здоровый вид. Я моментально проникся уважением. И в ходе разговора понимаю, что человек невероятно разочаровался в своем выборе стать бизнесменом. Компании 13 лет, строительная тема.
«Понимаешь, у меня глаза перестали гореть, даже здание суда, даже муниципальные жилье — все строится в черную».
Понятно, что, если ты используешь схемы ухода от налогов, платишь ЗП в черную, обналишь — ты всегда выиграешь по цене, если качество схоже. Сейчас это не очень видно в диджитале, т.к. высокая маржа, но остальные рынки в большинстве своем сжимаются, маржа и так на пределе и там борются за каждую копейку.
Более того. Соглашаясь на вариант «ок, я буду меньше зарабатывать, но останусь честным» ты получаешь:
а) контракты и клиентов постепенно заберут растущие «черные»;
б) они же получат низкие закупочные цены из-за обьемов;
в) как ни странно, у тебя будет меньше возможности использовать кредитные средства, т.к. «белой» маржи будет не хватать, чтобы окупать кредитный процент.
В старой рекламе Альфа-Банк использовал слоган «честным быть выгодно». На это мой близкий друг однажды сказал фразу «а нечестным еще выгодней!». Видимо, к тем же выводам пришел предприниматель из Нижнего Новгорода. И он меня в них убедил.
ДЕМОТИВАЦИЯ СИЛЬНЕЙШИХ
Эта история особенно сильно отзывается во мне. Где-то не платятся налоги или воруются деньги? Бог с ним, переживем. Хуже всего ситуация, когда крутые люди теряют веру в будущее!
Многие говорят, что идея в современном мире ничего не стоит. Резонно, ведь еще до идеи у тебя должна появиться амбиция что-то сделать. А еще раньше должна появиться вера. Вера в то, что ты сможешь что-то изменить.
И когда я вижу подобные ситуации, я понимаю, что те, кто умеет и хочет хорошо делать дело просто не находят себе место. Их вытесняют компании, которые конкурируют за счет обмана. Веры нет. Я не моралист, просто это вполне очевидная система, которая приводит к пассивности людей. Почему у нас так мало предприимчивых людей? Почему не появляются новые крупные компании? Где наша собственная Кремниевая долина? Думаю, это одна из причин.
ЧЕСТНЫМ БЫТЬ… СЛОЖНО
Почему до сих пор могут существовать «черные» компании? Сразу приходит в голову, что просто какие-то госорганы плохо контролируют таких умельцев. Действительно, ощущается проблема с судами, есть вопросы к контролю обнала.
Но есть и другой, возможно, более важный аспект. Людям просто очень тяжело работать по закону. А самой налоговой трудно контролировать соблюдение правил. Так происходит потому, что система спроектирована слишком большой и комплексной.
В исследовании я заметил 4 основных момента. Смотрите, что происходит:
— Инспекторы по-разному применяют одни и те же законы.
Приведу пример. Сначала в городе Х один респондент пожаловался, что «если дробишь компании — налоговая преследует». Спустя пару часов уже другой предприниматель поделился противоположным опытом: «боюсь прессинга властей, поэтому разбил бизнес на девять частей, чтобы налоговая не замечала». Один город, два кардинально разных мнения!
Замечу, что эти разночтения не относятся к каким-то особым или сложным случаям. В регионах проверяют очень маленькие компании, причем по крайне незначительным поводам. И это супер частая история!
— Неверная трактовка законов самим малым бизнесом.
Интерпретаций правил предпринимателями бесчисленное множество! Тут рождаются свои мифы, черные и белые маги, свои герои. Например, на Клерк.ру раздел по бухучету и налогообложению содержит 131 тыс. топиков. Самые горячие вопросы собирают по 1300 ответов. Только представьте, сколько это человеко-часов! Время тратится не на производство благ, обучение и даже, к сожалению, не на порядок. Который, как известно, может быть достигнут и другими способами.
— У бизнеса нет сил и желания разбираться в законах.
Тут многие скажут — ну ни фига себе! Если ты руководитель, то разберись с налоговым кодексом, найди хорошего бухгалтера, оцени свои риски и все будет ОК!
Отчасти справедливо. Действительно, встречались откровенные лентяи и пофигисты. Как сказал один респондент: «А что… Если им нужны мои налоги, пусть сами и спишут… Я сам ничего не сделаю для этого». Но, по моим наблюдениям, таких респондентов было меньшинство.
Большая же часть малого бизнеса просто выживает. У предпринимателей не хватает сил разобраться в тонкостях отношений с госорганами. В компаниях часто работает по 3-5 человек. Жизнь у мужиков примерно такая: «С утра сам на объекте заказчика. Потом надо провести пару часов на складе: помочь парням принять груз, а вечером съездить к клиенту».
Вместе с тем маржа малых компаний минимальная. Куча конкретных дел каждый день. Отсутствие опыта и специализированного образования у предпринимателей.
— Налоговая «лютует»
Отдельно стоит рассказать истории о том, как налоговая «лютует» (кстати, очень распространенное слово). Каждый пятый респондент рассказывал о какой-то проблеме с ФНС, которая, как им кажется, ни в какие ворота не лезет.
Мы много внимания уделили этому разделу в полном исследовании. Там весь фарш: от вымогательств до халатности. Особенно плохо в Волгограде. Я склонен считать, что это некая, хоть и серьезная, но все же погрешность системы. Некий брак.
ЧТОБЫ ЗАВТРА ВСЕ СТАЛИ БЕЛЫМИ
Как сделать так, чтобы завтра все проснулись и стали белыми? Один из вариантов — просто сделать так, чтобы честным стало быть выгодно. Чтобы у «белого» бизнеса плюшек было радикально больше. Пока государство еще не сделало кэшбэк сервис за оплату по безналу, позволю себе немного пофантазировать.
а) Налоговая, как минимум в случае с малым бизнесом, не должна зависеть от человеческого фактора. Инспекторов не должно быть вообще. Просто админка, где забиваются параметры налога, и дальше нужные списания по счетам по всей стране происходят автоматизировано.
б) Налоговый учет НЕ должен проводиться бухгалтерами. Он вообще не должен проходить на стороне организаций. Должна быть (и это уже возможно технически сегодня) автоматическая функция налогового учета, встроенная в системы 1С/МоеДело/Контур. Никакой сдачи отчетности вообще. Никаких трактовок. Вспомните, как было до появления страховок на авто. На улицах же разбирались! Сравните с тем, как это происходит сейчас. Просто отсутствие человеческого фактора сэкономило нам невероятное количество денег и времени.
в) Каждая операция должна учитываться онлайн. В b2b нужен полный переход на электронную первичку. Электронную подпись необходимо бесплатно распространить на все компании.
Эти меры автоматически приведут к росту прозрачности малого бизнеса. А, значит, вырастет привлекательность небольших компаний для кредитования. Заодно умельцы откатывать будут отделены от умельцев делать настоящее дело.
Вот как-то так.
Но вообще, завтра появится новый музыкант или поэт, который изменит нашу культуру. Мы постареем, а наши дети вырастут и все это не так важно!