Меню

«Нам не нужен экономический рост как при Сталине». Майский указ Путина под угрозой срыва

«Экономический рост нам нужен для повышения доходов граждан, а не сам по себе». Центр рассчитывает, что регионы возьмут на себя часть расходов по новым целям президента. Но денег им едва ли хватит.

Достижение целей, поставленных президентом Владимиром Путиным в начале своего четвертого срока, оказывается под угрозой из-за нехватки денег в регионах, пишет Русская служба Би-би-си со ссылкой на заключение ВШЭ. Цели, перечисленные в новом «майском указе» 2018 г., и национальные проекты фактически представляют собой план экономических реформ до 2024 г., и план по их финансированию заложен в новом бюджете. 

Согласно его параметрам, расходы регионов в 2020-2022 гг. будут расти, а поддержка их из центра сократится с 17,9% в 2019 г. до 15,9% в 2022 г. В 2012 г. были приняты первые майские указы, но они во многом не были выполнены, хотя регионы испытывали из-за них долговые проблемы — для выполнения указов им пришлось брать кредиты.

В правительстве считают, что быстрый рост собственных доходов региональных бюджетов, в том числе налогов на фоне ускорения экономического роста, заменит поддержку со стороны Москвы.  Но маловероятно, что российская экономика ускорится так, как предсказывают власти, полагают в институте. Вместе с сокращением трансфертов из бюджета это создает риски для национальных проектов, финансирование которых зависит от центра на 95%. 

На заседании комитета Госдумы по бюджету ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что во многих сферах объем софинансирования со стороны регионов превышает 5% и в реальности может дойти до 15-20%. В бюджете, например, не учтены возможные расходы регионов на покупку медоборудования. Необходимо сделать предсказуемой помощь, которую регионы получают из федерального бюджета, полагает он. 

ВШЭ предлагает правительству учесть подобные расходы, а также дать регионам больше финансовых возможностей, например, прав на поступление налогов или увеличить трансферты. По словам Кузьминова, нужно сделать предсказуемой ту помощь, которую регион получает из федерального бюджета. 

В макроэкономическом прогнозе правительства, который лежит в основе бюджета на ближайшие годы, заложен рост ВВП на 1,3% в 2019 г., на 1,7% в 2020 г., а позднее — более чем на 3%. Предполагается, что экономика ускорится за счет реализации национальных проектов и структурных реформ — на фоне падения цен на нефть до $55-57 за баррель и замедления мировой экономики.

Но Счетная палата признала прогноз маловероятным. Ее председатель Алексей Кудрин говорил: 

Прыжок с 1,7% темпов роста до 3,1% для нас является малообъяснимым. Мы пока сомневаемся в таком бурном росте. Сейчас потенциал роста экспертами оценивается на уровне 1,5%-2%. Это наш потолок и он пока, скорее всего, не будет превышен. 

Чрезмерно оптимистичны планы Минэкономразвития, лежащие в основе бюджета, уже на этот год, полагают во ВШЭ. И также сомневаются в исполнении прогноза о резком росте экономики с 2021 г. При этом недостаток реформ окажет сильное отрицательное влияние на темпы роста экономики даже в долгосрочной перспективе. Еще один риск — потеря социальной стабильности, считает Кузьминов. 

Экономический рост нам нужен для повышения доходов граждан, для улучшения их благосостояния, а не сам по себе. Нам не нужен экономический рост, как он был при Сталине в 1930-е годы, когда он сочетался с резким падением доходов населения, с резким ухудшением качества жизни. Нам нужен экономический рост, который чувствовал бы каждый гражданин России, — заявил ректор ВШЭ, выступая в Госдуме 14 октября.