Глава ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов в прямом радиоэфире высказал мэру Евгению Ройзману* все, что думает о проблеме грязи в городе. В выражениях бизнесмен не стеснялся, градоначальник держал удар.
Накануне в эфире «Авторадио-Екатеринбург» мэр города Евгений Ройзман* говорил о насущном: подняли и проблему плохих дорог, и грязи (напомним, ранее уличный художник Слава ПТРК «изменил» знак въезда в уральский мегаполис с «Екатеринбург» на «Грязьбург»). Г-н Ройзман объяснял: свой город он любит и старается изменить ситуацию.
«Мне Аркадий Чернецкий (экс-мэр Екатеринбурга, ныне — сенатор Совфеда РФ. — прим. ред.) рассказывал, что раньше была такая вещь как «вытаивание». Весной во дворах домов из-под снега вытаивали пакеты, мусор. Сейчас этого нет — мы просто это все вывозим вместе со снегом еще. Да, у нас ужас, но не ужас-ужас-ужас. Нельзя свой город унижать, особенно в тяжелой ситуации, на выходе из зимы. Мы каждый год ведь это все видим, надо перетерпеть несколько дней. Невозможно сразу поменять ситуацию. И, конечно, просто не хватает денег», — говорил мэр.
Однако гладкое повествование прервал гендиректор ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов, позвонивший в эфир. Между бизнесменом и градоначальником завязалась полемика.
Павел Шестопалов: Несколько комментариев по поводу «Грязьбурга». Мы недавно у себя проводили круглый стол, и в итоге все разговоры вышли на тему грязи. В городе реально очень грязно. Чтобы проблему решить, ее надо сначала признать. Давайте признаем, что у нас не чуть-чуть грязно, у нас очень грязно. Второй момент: в существующей российской экономической реальности понятно, что городу не хватает денег. Их и не будет хватать никогда. Давайте признаем, что город не может сам справиться с проблемой грязи. А потом уже можно пригласить бизнесменов, людей неравнодушных, собрать круглый стол. Может, мы технологически что-то делаем неправильно. У нас нет в городе человека, который отвечает за чистоту. Это кто? Липович? (Евгений Липович, вице-мэр по вопросам благоустройства, транспорта и экологии. — прим. ред.) Он отвечает за благоустройство. Я прекрасно знаю, как работает горадминистрация, и она действительно много делает. Но результат не достигается.
Ведущий: Знаю ваши автосалоны, у вас всегда чистота. Вы этого как управленец как добиваетесь?
Павел Шестопалов: Как добиваемся. Чистим. Нанимаем клининговые службы и чистим. В этом смысле я против субботников. Мы платим деньги в бюджет, нанимаем клининговые службы, которые чистят наши территории, и им платим. У города денег не хватает — очевидный факт. И не будет хватать. Ну, тогда надо признать, что пора привыкать жить в дерьме, что ли? Или все-таки что-то делать?
Евгений Ройзман*: Я не согласен. Есть период, действительно сложный, когда мы выходим из зимы. Но когда распускаются листья, становится чисто. И так будет до осени.
Павел Шестопалов: Хочешь я тебе завтра покажу источники грязи? Это ведь грязь не с не неба падает, не в виде снега. У нас 250 выездов из всяких дворов, люди ставят машины на газонах. И никто с этим не борется.
Евгений Ройзман*: Мне не надо показывать. Я про это знаю. Но ты объясни людям, что нельзя перепахивать газон и ставить машину в чернозем.
Павел Шестопалов: Ты говоришь про бюджет и про деньги. Ты - мэр. Так сделайте акцию какую-то, допустим, год чистого города. Вешайте на Площади 1905 года фотографии тех, кто ставит машины на газонах — с подписью «Этот товарищ портит наш город».
Евгений Ройзман*: Я знал одну бабушку на ул. Советской, которая колола колеса сразу же. Безжалостно. Это помогало.
Павел Шестопалов: Я не говорю, что надо действовать незаконными методами. И не все законы мы можем на уровне муниципалитета принять. Но организуйте реальное обсуждение проблемы — может, какой-то старый академик что-то посоветует. Этим вопросом Чернецкий был давно обеспокоен.
Евгений Ройзман*: Этим были обеспокоены с 1720-х годов, тогда эта проблема имела место в городе.
Павел Шестопалов: Тогда другая была проблема: лошади гадили на улице, и это надо было куда-то убирать. В этом смысле есть теория, что если бы автомобили не появились, лошади бы загадили все города. Но это другая история.
Евгений Ройзман*: По автомобилям я где-то согласен. Основная проблема города по грязи — это авто. И потом уже жители.
Павел Шестопалов: Выезды с улиц, с прилегающих территорий. С этим никто не борется. Я могу показать участок дороги, где развозят грязь.
Евгений Ройзман*: Один звонок не сюда, а квартальному. Или информацию в горадминистрацию — и решить вопрос можно сразу.
Павел Шестопалов: То, что ты говоришь, это же смешно. Это не работает.
Евгений Ройзман*: Дай мне адрес и я докажу, что работает. О нехватке денег: их катастрофически не хватает, мы все время что-то выкраиваем. На этот счет есть анекдот: мужик заходит в бар, спрашивает, сколько стоит пиво. Ему говорят: «Двести». Он: «С чего вдруг? Вчера было сто». Ему: «Сто за пиво, сто за Сирию». Мужик кидает деньги на стойку, ему тут же сдачу — сто рублей. Он: «Это что такое?». Ответ: «Пива нет». (Полная аудиозапись эфира).
Добавим, что уже набившая оскомину тема грязи в Екатеринбурге для одних — повод к постоянному расстройству, а для других — возможность заработать. Лучшим примером стали обувные магазины — благодаря небывалому количеству грязи на улицах там выросли продажи резиновых сапог. Заказами завалены и шиномонтажки — «внезапно» появившиеся дорожные ямы, часто прикрытые лужами, повреждаются колеса.
Тем временем владелец ТС «НОРД» (в прошлом — вице-мэр Екатеринбурга) Илья Борзенков на своей странице в Facebook опубликовал комплекс простых и экономичных, на его взгляд, мер для борьбы с грязью. Приводим основные тезисы:
«Штраф за проезд по газону и парковку на газонах нужно поднять кратно, до любого доходчивого уровня. Думаю, штрафа в 10 тысяч точно хватит, повторное нарушение – 20 тысяч. 50% штрафов по этой статье можно переправлять из городского бюджета на развитие полиции. Для позитивной мотивации. Газоны выше бордюра вдоль дорог либо сравнять с бордюром, либо убрать нафиг. На протесты бабуль и собачников забить. В газоны вбить дешевые и поэтому, скорее всего, аскетичные столбики. Будут сытые годы – заменить на красивые. А пока главное – быстро и дёшево решить проблему. Управляющим компаниям на ограждение газонов во дворах дать субсидию в размере 80% затрат.Попросить ГАИ немного помучить (в рамках закона) владельцев самых грязных машин, чтобы мылись, а не обтекали на парковках.Год-два можно не сажать в городе кустики и цветочки, не проводить День города и не устраивать ледовый городок, не проводить приемы и т.п. Можно, вероятно, сократить субсидии городским транспортникам, даже если это приведёт к росту тарифа на 1-2 рубля. сэкономленные деньги городского бюджета направить на муниципальную целевую программу борьбы с грязью. Надо принять её срочно, это важно».
* - выполняет функции иностранного агента