«Бизнес в первую очередь зависит от решений и усилий собственников и сотрудников, чем от внешней среды». Как предпринимателям выживать в эпоху планомерного закручивания гаек и оставаться оптимистами?
2019 г. выдался для российского бизнеса непростым: потребительский спрос остается слабым, экономика почти не растет, многие крупные компании предпочитают держать деньги на счетах, а не инвестировать, а деловая среда, несмотря на все декларации чиновников, остается не самой благоприятной. DK.RU спросил у уральских предпринимателей, что хорошего они ждут от следующего года — и некоторые видят свои положительные стороны даже у стагнации.
Аркадий Иванов, гендиректор компании «Теркон-КТТ»:
У нас получилось хорошо сработать вместе с несколькими крупными игроками российского ИТ-рынка — мы делали пилоты с ними в этом году, и в 2020 г. будем о них рассказывать — это должно встать на коммерческие рельсы.
Если смотреть на бизнес-среду в целом, то кардинальных подвижек я не вижу. Сегодняшняя ситуация примерно такой и останется, с отклонением плюс-минус 5%. По-моему, сейчас бизнес в первую очередь зависит от решений и усилий собственников и сотрудников, чем от внешней среды.
По крайней мере в нашей сфере, электронике и приборостроении, я не жду ни прорывов, ни провалов. Думаю, все будет достаточно ровно. Не хорошо — нельзя сказать, что в России наша сфера развивается здорово. Для нас сейчас российский рынок — это пилотная площадка, на которой мы можем пробовать свои силы и делать какой-то продукт: если получается для России, то мы хотели бы его экспортировать. Сам рынок, думаю, не будет ни сильно расти сильно, ни падать — есть ситуация застоя.
Внешняя действительность в плане налогов, проверок и прочего не изменилась. Понятно, что гайки закручиваются с каждым годом, но мы как бизнес заработали в 2014 г. и всю жизнь живем в такой ситуации. И для нас никогда не стояло вопроса, платить налоги или нет. Да, ситуация на рынке в целом особого оптимизма не внушает. Но повторю, нельзя сказать, что что-то кардинально изменилось. Удастся ли что-то сделать — все зависит от самих компаний.
Роман Лукичев, Партнер юридической компании Veritas Law Office:
В Новый год смотрю с оптимизмом, так как запросы на юридическую поддержку от таких компаний растут. Им требуется структурирование, проведение правового аудита, подготовка к размещению на рынках капитала, то есть то, что мы умеем, но было менее востребовано в последние годы.
Лично для себя в новом году хочу несколько сместить акцент с бизнеса на семью и больше времени, внимания и усилий тратить на своих трех девчонок. Ведь именно они — тыл, поддержка и счастье. Дети растут, старшая дочь уже заявляет о себе как о личности. Поэтому планирую отправить ее летом на учебу в Германию. Хочу, чтобы для нее не существовало границ в общении, развитии, обучении и мировосприятии.
Николай Яковлев, гендиректор компании «Датакрат»:
Мы делаем упор на новые технологии в торговле — в совокупности их можно назвать «магазин без продавцов», который стартанул в прошлом году и показал свою эффективность. На мой взгляд, это очень серьезная перспектива, которая точно должна реализоваться в 2020 г. по экономическим соображениям. Как мы говорили, кассы самообслуживания — это элемент технологии, и его можно использовать независимо, в магазине с персоналом или нет. Сейчас мы видим реакцию рынка, в том числе и местного, ведем переговоры с супермаркетом «Кировский», где одна такая касса уже установлена, с «Монеткой» и другими ритейлерами — их это очень интересует, потому что они видят здесь свою эффективность.
Другим элементом являются электронные ценники в магазинах. Один крупнейший продуктовый ритейлер из двух уже принял для себя эту концепцию — и это будет сделано компанией «Датакрат»: мы рассчитываем очень существенно продвинуться в этой части.
А через 2-3 года практически весь наш рынок так или иначе будет трансформирован в сторону инноваций. В ритейле сейчас хорошо заметно, как эти новые технологии и новые форматы семимильными шагами завоевывают рынок.
Сейчас все предприниматели так или иначе переживают тяжелый период, связанный с тем, что наша экономика не растет, а в некоторых отношениях и падает. Но на самом деле это и не плохо, потому что заставляет предпринимателей искать новые пути и продукты, а также оттачивать имеющиеся. Понятно, что кто-то проиграет, но тот, кто выиграет, как в известной сказке, пройдет через огонь, воду и медные трубы и родится заново. Поэтому, несмотря на то что нам всем будет трудно, победитель забирает все.