Меню

Народ против «коррумпированных элит». Как популизм ведет к стагнации и бедности

Пресс-служба Кремля. Иллюстрация: Пресс-служба Кремля

«Вместо борьбы с коррупцией и неравенством они сформировали системы кланового капитализма». Популизм в современном мире возникает даже в развитых странах. В чем причины этого и как с ним бороться?

Популизм, который возникает вследствие экономической неопределенности и неравенства возможностей, ведет в замкнутый круг отсутствия реформ и стагнации, пишет главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев* в колонке на портале ЦБ «Эконс». 

Чаще всего под популизмом в экономике понимают образец Латинской Америки 1980-х годов. При таком подходе к экономической политике власти ставят во главу угла экономический рост и перераспределение, но недостаточно внимания уделяют макроэкономическим ограничениям. Схожий популизм часто встречался в 1990-х и 2000-х гг. в посткоммунистических странах, где далеко не все члены общества выиграли от болезненных рыночных реформ. Зачастую популисты, выступавшие против реформ, получали широкую поддержку, но далеко не всегда могли выполнить свои обещания. 

Вместо борьбы с коррупцией и неравенством они сформировали системы кланового капитализма. Более того, для того чтобы избежать политической ответственности за невыполненные предвыборные обещания, эти политические лидеры демонтировали демократические сдержки и противовесы, — пишет Сергей Гуриев*.

Однако новый популизм качественного отличается от прежнего. Сегодня он распространяется не только в развивающихся, но и в развитых демократических странах, а современные популисты позиционируют себя как представителей «обычных граждан», которые защищают «простой народ» от «космополитической элиты». Они продвигают свою протекционистскую повестку в противовес общепринятой центристской, которая ориентирована на рыночную экономику и глобализацию.

В современном популизме народ противопоставляется «коррумпированным элитам». Такая идеология может быть связана и с тем, что люди недовольны работой «элит», и с тем, что процесс принятия политических решений, при помощи которого элиты управляют обществом, воспринимается как несправедливый.

Но важны и экономические факторы. Анализ безработицы и уровня поддержки популистских партий на выборах в странах Евросоюза в 2000–2017 гг. показал, что рост безработицы на 1 процентный пункт увеличивает долю голосов, которые получают популисты, также на 1 п.п. 

При росте безработицы падает доверие к европейским и национальным политическим институтам, которые избиратели считают ответственными за это. Причем доверие к местным органам власти или глобальным институтам типа ООН не изменяется, а уровень доверия к другим людям снижается крайне незначительно.

Популизм также связывают с неравенством, но его начали делить на «справедливое» и «несправедливое». В первом случае неравенство обусловлено успешной работой и образованием, повышает эффективность и рост экономики. Во втором оно обусловлено не зависящими от человека факторами: социальное положение родителей, пол, место рождения, этнические и расовые характеристики. В этом случае избиратели считают политическую систему несправедливой и коррумпированной, что приводит к поддержке популистов, обещающих противостоять элите. Причем если люди верят, что элиты с ними в одной лодке, и тяготы кризиса распределены справедливо, кризис не приводит к росту популизма. 

Популизм играет все более значимую роль в том числе и из-за культурных изменений. Поддержка авторитаризма — это социально-психологическое явление, которое затрагивает в первую очередь людей зрелого и старшего возраста, чьи привычные «традиционные» ценности уступают место новым, пишут Профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт и Пиппа Норрис из Гарвардского университета в своих работах и книге Сultural Backlash: Trump, Brexit, and Authoritarian Populism. К тому же на первое место сейчас выходит не традиционный перераспределительный конфликт между левыми и правыми, а конфликт между глобалистами и нативистами, сторонниками открытости и протекционизма. 

Как бороться с популизмом?

Так, рост популизма во многом объясняется ошибками центристских политиков и их неспособностью создать справедливую систему распределения выгод от экономического роста, глобализации и технологического прогресса, отмечает Гуриев. Впрочем, это не означает, что обещания современных популистов выполнимы. 

К тому же сейчас они не обещают резкого роста госрасходов. Нынешние популисты выступают за протекционизм и за устранение «технократических» сдержек и противовесов: прямое политическое управление судами, регуляторами, центральными банками и отказ от международных обязательств. 

Но ни то, ни другое не решает экономических проблем избирателей. К примеру, протекционизм ограничивает конкуренцию и создает монополию среди местных производителей, что снижает доходы простых людей. 

Лучше заранее устранять причины роста популизма, чем потом справляться с его последствиями. Необходимы структурные реформы рынка труда, равный доступ к образованию и медицине, программы социальной поддержки населения. Однако структурные реформы невозможны, когда население не доверяет политике правительства: люди поддерживают их только тогда, когда уверены, что власть стремится обеспечить их долгосрочные интересы.

* - выполняет функции иностранного агента