Меню

«Худшее, что сейчас можно сделать, — это объявить бойкот играм в Южной Корее»

Иллюстрация: Личный архив Евгения Енина

«Пора забыть об Олимпиаде, как о соревновании государств. Давайте не явимся на эту битву, и сразу пройдет обида. Нельзя быть побежденным в том, в чем не участвуешь». Колонка Евгения Енина на DK.RU.

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

«ТАСС, 5 декабря. Международный олимпийский комитет (МОК) временно приостановил членство Олимпийского комитета России (ОКР) в организации и отстранил сборную России от участия в Олимпийских играх 2018 года, которые пройдут в южнокорейском Пхёнчхане. Об этом сообщает пресс-служба МОК. Решение по отстранению ОКР, которое было принято на исполкоме МОК, вступает в силу немедленно».

Итак, нас отстранили.

Это несправедливо. Потому что наказаны не пойманные на допинге спортсмены, которых и так дисквалифицируют индивидуально, а «чистые». Это принцип коллективной ответственности за совершенные кем-то преступления. Ровно на этом принципе основаны геноциды, массовые депортации народов и прочие милые изобретения цивилизации, осужденные где угодно, вплоть до Нюрнберга.

И что с этим делать? — главный вопрос конца 2017 года.

Я скажу.

Наплевать.

Как, почему и на кого наплевать, по пунктам.

Хватит воевать

Худшее, что сейчас можно сделать, — это объявлять бойкот играм в Южной Корее и устраивать сепарированные игры а-ля «Игры доброй воли», Олимпиаду в Чечне, и прочие эрзацы. Проводить альтернативные соревнования с друзьями из Кореи, только Северной, — это размазывать по лицу то, чем плюнули в нас.

Представьте: новогодний «корпоратив» в шикарном ресторане, а Иванова с Петровым не позвали, вышвырнули. И они поставили у входа какой-то ящик и бухают в два ствола, старательно показывая, что им ничуть не хуже, чем тем, кто внутри.

Нас оскорбили? Я вас умоляю, оскорбиться можно только самим, по собственному желанию. Да, мы в последнее время любим это дело и оскорбляемся с энтузиазмом токующих глухарей. Но все-таки, как отнестись к решению каких-то незнакомых мужиков из какой-то конторы — это наше сугубо внутреннее решение. Можно забиться в общенациональной истерике, можно пожать плечами и пройти мимо.

Даже не так.

Просто пройти мимо.

Что мы потеряем, если Олимпиаду не будут в России транслировать? Ничего. Пока не отключили интернет, ее не увидят только умственно отсталые, которых в Гугле забанили. Мы не сможем болеть за наших? И что, жизнь никогда не станет прежней? Алкоголизм-разводы-аборты-низкая явка на выборах Путина? Нет, конечно.

Но почему, собственно, мы не сможем болеть за наших? Если не будет бойкота? Пусть «чистые» спортсмены, которым можно участвовать, участвуют. И мы будем за них болеть: мы-то будем знать, что они наши, догадаемся как-нибудь без формы, по фамилиям, по нахмуренным лбам, по едва слышному мату.

А вот чего не будет точно, так это победы, или даже просто приличного места в командном зачете. И слава Богу.

Пора перестать воевать.

Олимпийские игры — безусловно, главные мировые соревнования — из праздника спорта, из выяснения, кто из спортсменов быстрее-выше-сильнее, превратились в сублимацию войны между государствами. В 20 веке на Олимпиадах соревновались не спортсмены, а социализм и капитализм, США и СССР, НАТО и Варшавский договор.

Понятно, что ширнармассам вполне себе прикольно болеть за безопасный для всего живого ядерный апокалипсис-лайт — по телевизору, без личного участия в сражении держав, под пиво-водку.

И наши верхние начальники, они в этом смысле с народом. То есть, «кто кого» у них — с предельной серьезностью, с полной отдачей, с поглаживанием пальцем красной кнопки.

Все, хватит, навоевались, пора с этим кончать. Забыть об Олимпиаде, как о соревновании государств, а не спортсменов. И о прочих мундиалях и чемпионатах перестать думать, как о сражениях. Давайте не явимся на эту битву, пусть противник офигеет. И сразу пройдет обида за то, что нас, как страну, не пустили. Нельзя быть побежденным в том, в чем не участвуешь.

И это только начало великих перемен.

Если мы не воюем, то и армия нам не нужна. Бай-бай, профессиональный спорт.

Спортсмены — вовсе не герои

Давайте уже глазоньки, отведенные нам пропагандой начиная с тридцатых годов, сфокусируем и увидим массу забавных вещей кроме того, что спорт — это не война с Америкой.

Например, что спортсмены — не герои, и они не защищают честь страны. Чести страны в тех местах, где они скачут, не лежало. С какого перепуга какой-нибудь скелетонист, съехав с горки на долю секунды быстрее, защитил честь страны, а медленнее — подверг страну поруганию? Да он вообще нормальный, этот взрослый мужик, посвятивший жизнь профессиональному катанию с горки на санках?

Нет, если нравится, если есть деньги зрителей или добровольные, а не принужденные государством спонсоры, то хоть футбол, хоть бобслей, хоть плевки на дальность. Даже как основное занятие, профессионально. Но — без государства и бюджетных денег.

И не герои спортсмены ни разу. Герои — врачи, ученые, спасатели, учителя. А спортсмены — работники сферы развлечений, шоубиза, по-нашему. Те же цирковые, у них и пота на тренировках пролито не меньше, и связок порвано, и по физическим кондициям они никак не уступают. Но они не делают вид, что у них на арене каждый вечер сражение под Прохоровкой, они развлекают почтеннейшую публику, честно меняя свой пот на деньги и аплодисменты.

А не героев и не надо награждать, как героев. Все эти миллионы-машины-квартиры должны непременно вручаться победителям олимпиад. Но — научных.

Мы в 21 веке всеми силами, всеми деньгами и наградами показываем обществу наши приоритеты. Это — мышцы. Не мозги, мышцы. Дорогие мои, мы всей страной с ума сошли? И думать начали musculus gluteus, то есть жопой? Или мы в глобальном мире мечтаем работать грузчиками?

Давайте заодно перестанем врать, что профессиональный спорт за бюджетные деньги офигельно полезен для народонаселения, не в смысле сублимации кровожадности, а в смысле всеобщего оздоровления. Чиновники убеждают нас, что дети, насмотревшись соревнований, толпами идут записываться в секции, и необходимость в медицинском обслуживании населения отпадает автоматически, по причине его неубиваемого здоровья.

Нет никакой связи между попинать мячик или повисеть на турнике и профессиональным спортом.

Самое же главное — нет никакой связи между занятиями спортом в любом его виде с продолжительностью жизни. Была связь, нам бы этим непрерывно в морду тыкали: вот график тренировок и плюс десять лет жизни. Продолжительность жизни — это здоровый ее образ и регулярные медосмотры, все. Ну, прогулки в парке.

Допинг — это не равенство

И напоследок. Допинг надо разрешить. Какие основания его запрещать?

Он вреден для здоровья?

Большой спорт сам по себе вреден для здоровья. Бухать вредно для здоровья. Переедать вредно для здоровья. Что взрослый человек засовывает в свой организм — это его личное дело. Кто-то будет выбирать таблетку «бежать чуть быстрее, но жить долго», кто-то — смесь «победить и умереть на финише», но это их личное дело. Наше дело — болеть.

Спортсмены будут в неравных условиях?

Они и сейчас в неравных. Потому что жизнь — боль. Химическое и медицинское обеспечение и сейчас имеет место, вполне легальное, и оно у всех разное. У кого-то денег на приличную снарягу нет, у кого-то снега на родине не бывает, а на лыжах кататься хочется. Никакого равенства от запрета допинга не наступает.

Подытоживаем

Итого, по пунктам.

1 | Перестать воспринимать спортивные соревнования как форму войны между странами.

2 | Перестать финансировать профессиональный спорт за государственный счет.

3 | Деньги, шедшие на его финансирование, направить на поддержку любительского спорта.

4 | Всячески поднимать на щит и стимулировать победителей олимпиад, но интеллектуальных.

5 | На МОК наплевать.

6 | Перестать контролировать допинг.

7 | Счастье. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU