Как устроен оффшорный мир Объем российского рынка оффшорного программирования растет в среднем на 70-80% в год. В 2004 г. он достиг почти $1 млрд. В 2005 г., по прогнозам, увеличится до $2 млрд. Ми
Как устроен оффшорный мир
Объем российского рынка оффшорного программирования растет в среднем на 70-80% в год. В 2004 г. он достиг почти $1 млрд. В 2005 г., по прогнозам, увеличится до $2 млрд. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман полагает, что Россия в перспективе может стать одним из лидеров мирового IT-рынка.
— У вас совершенно пустой офис. Неужели оффшорным программистам он совершенно не нужен?
— В принципе, можно всем разбрестись по домам и прикрыть офис. Большой необходимости приходить и работать именно здесь уже нет. Но в офисе всегда есть Интернет, здесь проводим какие-то встречи. При желании мы можем обсудить вопросы и в кафе.
— Сейчас некоторые оффшорные компании отказываются от работы на местном рынке и целиком переключаются на западных заказчиков. Почему это происходит?
— Пару лет назад работали на оба рынка. Но оффшорные компании изначально создавались с ориентацией на Запад. Компании, работающие на местном рынке, оказывают полный спектр услуг — от проектирования сайта до его продвижения. Мы же делаем только механику и дизайн, всем остальным занимается клиент. В ходе работы мы поняли, что принципы организации нашего бизнеса не позволяют сотрудничать с русскими. Мы привыкли к электронной почте. Сложно перестраиваться — созваниваться, назначать встречи. В российских компаниях то менеджер заболел и не может дать информацию, то эскиз не посмотрели. С Западом все проще. Они пишут техническое задание и сами отслеживают качество его выполнения. Все возникающие вопросы тоже идут через посредника. Местные веб-разработчики действуют по-другому. Они затачивают сайт под конкретную компанию. С одной стороны, это верно — специалист должен знать предпочтения покупателя. Но наша специфика предполагает точное представление клиента о заказе, и нам остается только четко выполнить задание. У нас же заказчики сами не всегда понимают, что им надо — это проблема российского рынка. Кроме того, в России все на эмоциях, «нравится — не нравится». Американцы же пишут список замечаний, которые надо учесть, чтобы работу приняли. Это сильно облегчает задачу.
— Возможно, что вы вернетесь на местный рынок?
— Думаю, к тому времени, как русские клиенты вырастут, здесь уже появятся свои компании-монстры, которые не дадут нам вернуться на местный рынок. В городе есть хорошие разработчики, появляются новые фирмы. Мы не совсем отказываемся работать с русскими. Если к нам обратятся — мы отреагируем. Просто оффшорные компании не прилагают усилий к поиску клиентов в России.
— На каких клиентов вы ориентированы?
— В основном работаем с компаниями-посредниками. На Западе посредничество между заказчиком и оффшорным разработчиком — это отдельный вид бизнеса. Сотрудничаем с англоязычными странами — Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Есть заказчики из Франции и Германии. Раньше делали ставку на конечных клиентов, предлагали стандартные решения для риэлтеров, но это не сработало, и мы этим больше не занимаемся. Был один заказчик из Тайланда. С ним полгода создавали сайт, но так ничего и не сделали.
— Конечный клиент, обращаясь к посреднику, знает, кто будет делать его сайт?
— В половине случаев посредники не афишируют это и даже запрещают разглашать, где сделан сайт. Но иногда об этом говорят. Клиентов это не пугает, поскольку за все отвечает посредник. Он прикрывает разработчика своим именем и репутацией.
— Как вы находите клиентов?
— Основная прибыль фирмы идет от постоянных партнеров. Они давно нас знают, и мы их тоже изучили. Новых клиентов ищем через рассылку по целевым адресам, которые собираем вручную. На 100 адресов — 2-3 ответа и один деловой контакт. Это высокий показатель. Когда мы загружены, рассылку просто прекращаем.
Особенности национального программирования
Родиной оффшорного программирования считается Индия. Здесь15 лет назад правительство страны создало специальное поселение под Бангалором, где сконцентрировались кадры в области разработки ПО. Затем такие центры стали появляться и в других индийских регионах. Сегодня эта страна — один из самых сильных «игроков» на мировом рынке оффшорного программного обеспечения и ставит задачу выйти к 2008 г. на уровень его экспорта в $50 млрд в год.
— В веб-разработке учитываете национальную специфику?
— По большому счету, нет, но вот с американскими клиентами работа идет эффективнее, потому что все знают язык. С французами тоже общаемся на английском, но они говорят плохо, и понять их бывает сложно. А иногда специфические черты приходится даже фиксировать. Например, европейцы негативно относятся к Америке. Если мы в дизайне французского сайта по недвижимости используем американский коттедж, на это сразу укажут. Для французов это принципиально, клиент может оскорбиться. Хотя, на наш взгляд, они все примерно одинаковы. Поэтому сейчас, разрабатывая дизайн для французских компаний, в техническом задании специально указываем, что американизмов быть не должно.
— Какие сайты делаете?
— Портфолио разнообразное. Например, интернет-магазины. В России их до сих пор мало. В Америке это направление развивается уже 5-10 лет, и заказ через Интернет — обычное дело, массовый продукт. Много работаем на флэше. Делали компьютерную систему обучения для персонала американского банка. Год сидели над проектом.
— В мире оффшорное программирование развито очень сильно. Чувствуется конкуренция?
— В основном со стороны Индии. Наши цены постоянно сравнивают с индийскими. Иногда поступают заказы на переделку сайтов, которые наваяли индусы. Для примера — клиент во Франции работал с индийцами, а теперь сотрудничает только с Россией. Дизайн в Индии хуже, чем у нас. Его видно сразу — он простой и безо всяких отпечатков художественного мышления.
— Как можно сравнить уровень дизайна и веб-разработок у нас и за рубежом?
— В Америке и Европе большинство сайтов выглядят отвратительно. В России требования выше. На Западе создаются инструменты продаж, а не произведения искусства. Все, что мы предлагаем в сфере дизайна, практически всегда утверждается сразу. Наши специалисты превосходят американцев или индийцев. Но на оформлении мы почти не зарабатываем. Американцы не готовы платить за внешний вид, а только за программирование. Они $500 за дизайн не заплатят никогда. В Америке часто от него отказываются, делают свой, убогий. А у нас все наоборот. Заказчики не понимают, зачем нужно что-то программировать, но готовы платить за дизайн.
— Вы чувствуете, как меняется западный рынок?
— Последнее время стали доверять русским разработчикам, охотнее сотрудничают. Мы не скрываемся. Хотя у конечных клиентов еще остались подозрения к российским разработчикам. Стереотипов хватает.
Работа из медвежьего угла
Во время визита Владимира Путина в декабре прошлого года в Бангалор российскому президенту показали, как действует бизнес оффшорного программирования, «дойная корова» индийской экономики. Это сильно поразило руководство страны, и уже в январе правительство России всерьез озаботилось ростом производства программного обеспечения. Для сравнения — доля России в мировом рынке оффшорного программирования — около 1%.За ориентир взяли тот же Бангалор, ставший образцом для 4 технопарков — в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Екатеринбург пока не попал в этот список.
— Екатеринбургская «прописка» оффшорных компаний не влияет на работу?
— Схема сотрудничества с иностранными заказчиками выглядит следующим образом: конечный клиент — западный посредник — проект-менеджер в Екатеринбурге — разработчик. Руководство может находиться в Екатеринбурге или Австралии, а сотрудники — кто где. В Самаре, Новосибирске, Челябинске, Шадринске. Казалось бы, Шадринск — дыра, а там живет замечательный веб-дизайнер. Есть специалисты, для которых эта работа не основная. Мы постоянно ищем персонал через кадровые агентства — у нас высокие требования. В Екатеринбурге хороших специалистов мало, поэтому мы вынуждены искать «удаленных».
— Насколько крупный проект могут потянуть местные оффшорные веб-разработчики?
— Проектов свыше $8 тыс. у нас не бывает. Мы ориентированы на средний бизнес, структура компании нацелена именно на такие проекты. Конечно, от заказа на $30 тыс. не откажемся, хотя это и потребует дополнительного времени, — выполним, правда, такое задание никто не даст. Проблема дорогих сайтов в том, что там много подводных камней — часто необходимо разрабатывать биллинговую систему либо управление хостингом и т.д. А в принципе, российский рынок по средней стоимости сайта похож на оффшорный.
— А какие системы управления контентом (CMS) используете?
— У оффшорных компаний зачастую нет сплоченной команды разработчиков, которая продвигала бы один продукт. Каждый наш удаленный сотрудник работает с удобной ему CMS. Поэтому сайты строятся на разных движках. В цене заложено написание CMS с нуля. Какие-то типовые сайты мы делаем на одной основе, но для больших проектов система управления создается заново. Мы обсуждали создание своей СМS на основе xml. Оказалось, что это потребует слишком больших инвестиций. Проще за каждым сотрудником оставить ту платформу, с которой он привык иметь дело. Ничего страшного нет — мы перекидываем разработки с одного проекта на другой, велосипед не изобретаем.
— Насколько реально сейчас заняться оффшорным программированием молодым компаниям?
— Никаких особых сложностей нет. Международный рынок ничем не ограничен, места хватит всем. Надо набрать команду специалистов и заняться продвижением. В первую очередь необходимо отказаться от спамерских методов. Лучше оптимизировать сайт для Google под запросы «оффшорное программирование», «аутсорсинг» и т.д. Клиенты, которые найдут компанию самостоятельно, намного ценнее.
Обратная связь: silantev@apress.ru