«Нам нужны не деньги в виде дотаций, а помощь в создании и продвижении локальных брендов». Уральский пищевой бизнес предлагает изменить принцип господдержки отрасли.
Уральские пищевики и представители сферы питания и сервиса подвели на этой неделе итоги завершившегося в Екатеринбурге крупного «Агропромышленного Форума». Проект состоялся на площадке «Екатеринбург-ЭКСПО» в рамках выставки гостеприимства, сервиса и продуктов питания HIFE Russia, посвященной подготовке к ЧМ-2018.
Высокопоставленные чиновники отметили в ходе выставки объективный рост группы отраслей пищевого производства.
Свердловская область является лидером по производству молока, и находится на втором месте по производству мясных продуктов, мяса курицы и яиц. В общей сложности в нынешнем году на поддержку АПК в регионе было выделено более 3 млрд руб., — приводит ФедералПресс слова первого вице-губернатора Алексея Орлова.
Объемы поддержки действительно заметные. Однако опрошенные DK.RU уральские предприниматели отмечают, что формы стимулирования направлены, скорее, на количественное, чем на качественное развитие отрасли.
У нас в регионе есть специальный госпроект в сфере АПК. По нему планируется к 2021 г. поднять производство мяса, молока и овощей минимум на 5%. Но это все — валовый показатель. А как же качество? Интересных локальных производств много, но они не мотивированы на сверхдостижения. Отлично было бы, если бы, скажем, профессиональная награда или получение какого-то знака качества давало бонусы или льготы в налогах, в работе с сетями и т.п. Чтобы поддержка была наградой, а не подтягиванием отстающих, — комментирует Олег Ряжков, замдиректора производственной компании «Оливия» (молочное производство).
Тем более, за такой подход ратуют представители бизнеса, которые уже добились успехов в формировании локальных брендов.
Вот вам показательный пример. На выставке «Агрофорум-2017» два наших проекта — очищенные овощи «Агроном Грядкин» и «Объединенные пивоварни Вацлава» были награждены золотыми медалями в номинациях «Новый вид продукции» и «Высокое качество продукции». Что нам это дает? Во-первых, мы формируем лицо нового направления — очищенные овощи, которые только начинают входить на B2B рынок. Продукт новый и, несмотря на его очевидную выгоду — сокращение трудозатрат и улучшение санитарии, немало усилий требуется, чтобы убедить потребителей. То же касается и пива, производимого на «Объединенных Пивоварнях Вацлава». Это действительно натуральный непастеризованный продукт живого брожения, а покупатель, «измученный» огромными этикетками, вводящими в заблуждение, с трудом воспринимает правдивую информацию. Награды, которые получают на таких выставках, должны быть хорошим подспорьем для партнеров региональных производителей, еще одним веским аргументом, что наш продукт одобрен экспертами, — рассказал генеральный директор ГК PRO Андрей Гончаров.
Из примеров, приведенных опрошенными DK.RU экспертами, в целом видно, что акцент на популяризации отдельных региональных брендов — инструмент крайне востребованный и нужный бизнесу. Это дает дополнительный интерес со стороны сетевых розничных бизнесов и влияет на продажи непосредственно на полках.
Стоит добавить, что, по данным областного Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия, всего в Свердловской области осуществляют свою деятельность свыше 350 сельскохозяйственных организаций, около 700 фермерских хозяйств, 500 предприятий — производителей пищевой продукции. Из них, по данным опросов, не более 2% выделяются потребителями как известные качественные локальные бренды. Для сравнения: из числа иностранных пищевых товарных знаков узнавание происходит на уровне не менее 10-12% от общей массы продуктов.
Предприниматели надеются, что изменение характера поддержки производителей даст им стимул вкладывать ресурсы именно в качество продукции и формирование локальных брендов, а не в выпуск «условно хорошего» безымянного товара.