Это лишь одна из задач уральского союза страховщиков «Белый соболь». А еще страховщики объединяются, чтобы выстраивать диалог с властью, координировать свои действия и бороться с мошенниками.
Уральский союз страховщиков «Белый соболь» был образован в 1994 г. В октябре 2019 г. новым председателем был избран Сергей Смирнов*, и сообщество начало новый этап своей жизни. Сергей Смирнов* рассказал DK.RU о новых направлениях в работе, о том, для чего Союзу страховщиков свой Ютуб-канал и почему не все автоюристы полезны.
— Союз был создан в 1994 г., но отправной точкой можно считать 1992 г. На тот момент он объединял 12 страховых компаний (СК), которые действовали на уровне региона. С тех пор на страховом рынке произошло укрупнение, мелкие компании поглощались более крупными. В результате сегодня среди членов Союза всего две компании родом из Уральского федерального округа — «АСКО-страхование» (Челябинск) и страховая медицинская компания «Урал-Рецепт М» (Екатеринбург), остальные участники — это федеральные СК, имеющие свои филиалы на Урале.
В течение последних 10 лет нас, страховщиков, объединяли две важные темы: борьба со страховым мошенничеством (лицами, пытающимися необоснованно получить страховое возмещение) и недобросовестными автоюристами.
Мы регулярно проводим семинары для сотрудников служб безопасности, служб урегулирования убытков СК — чтобы они обменивались опытом по данной проблеме, а также были в курсе, какие меры могут быть приняты страховым сообществом. На такие семинары мы приглашаем представителей ГИБДД, прокуратуры и других органов власти, которые разъясняют возникающие вопросы и информируют участников рынка о тех или иных изменениях.
Эта тема продолжает быть актуальной, но сейчас у нас есть и другие задачи. В цепочке «страховщик-страхователь-сервис» главное звено — это страхователь, то есть гражданин. Союз страховщиков нужен для того, чтобы в этой цепочке все четко функционировало и качество услуг (и ремонта, и экспертизы, и страхования) повышалось, чтобы страхователь был доволен. Это самое главное. Поэтому все участники рынка, а также структуры, осуществляющие контроль за страховой сферой (РСА, ЦБ, ВСС и т.д.), должны взаимодействовать и вести открытый диалог. Для этого мы планируем увеличивать число участников Союза и включать в него не только представителей страховой, но и околостраховой сфер — экспертных организаций, станций ремонта ТС (СТОА), объединений страховых агентов и т.д. В октябре 2019 г. Союз насчитывал 11 участников, сейчас уже 15. До конца 2020 г. мы планируем увеличить число членов Союза до 20.
Третья задача, которую мы перед собой ставим, — популяризация страхования среди широких слоев населения. В первую очередь речь идет о страховании здоровья и имущества физических лиц, а также разъяснения часто возникающих вопросов об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Четвертая задача — диалог с государством на разных уровнях. Мы возобновили свое участие в рабочей группе по вопросам страхования при Минэкономразвития Свердловской области. Это важная составляющая нашей работы, так как мы хотим быть в курсе решений правительства, быть участниками диалога при обсуждении и принятии решений в страховой сфере.
Например, сейчас идут дебаты по введению обязательного страхования имущества граждан от чрезвычайных ситуаций. В некоторых регионах оно уже введено — в Московской области, например. Правительство РФ поставило задачу, чтобы и у нас, в Свердловской области, подобная программа существовала и работала на благо населения.
Ну, а самая важная задача Союза — решать наболевшие для всех страховщиков вопросы. Даже за то непродолжительное время, пока я выполняю функции председателя, прослеживается следующая тенденция: если с проблемой в какую-то инстанцию обращается Союз страховщиков как представитель одной из важных сфер экономики Урала, то такие обращения не остаются без внимания, и проблемы решаются. Чего нельзя сказать об единичных обращениях отдельных игроков рынка. У нас есть несколько положительных примеров, когда Союзу удалось уже сейчас решить важные для всех страховщиков вопросы.
Например, в Свердловской области в конце 2019 г. инспекторы ГИБДД в ряде случаев не указывали сведения о виновности в административном материале. То есть произошло ДТП, каждому участнику выдаются материалы, а кто виновник аварии — в материале не указано. А страховое возмещение выплачивать надо. В этой ситуации СК не всегда может получить достоверную информацию, кто виноват. Поэтому СК в соответствии с действующим законодательством (Закон об ОСАГО) вынуждены были в большинстве своем трактовать это как обоюдную вину и выплачивали каждому участнику аварии 50% от суммы возмещения ущерба. Получалось, что один участник не получал должного возмещения, а другой — получал деньги не по праву. Естественно, тот, кто недополучил, обращался в суд или к посредникам для представления его интересов.
Мы от лица нашего сообщества встретились с руководством областной ГИБДД и обсудили эту проблему. Можно было тоже бесконечно писать запросы, но мы пошли на прямой диалог: руководство ГИБДД нас выслушало, вникло в суть вопроса, и сейчас ситуация изменилась. За что Союз страховщиков ему благодарен. Теперь страховые компании оптимизировали процесс урегулирования убытков, что позволило избежать большого числа конфликтных ситуаций с клиентами.
Еще одна задача — всестороннее освещение деятельности страховых организаций региона в информационном пространстве. Мы заходим в Ютуб и видим множество роликов, в которых, прямо скажу, поливают грязью страховые компании, что, мол, они не выплачивают должное страховое возмещение и т.п. У этих роликов может быть несколько десятков или сотен тысяч просмотров. А противовеса нет практически никакого.
Так формируется общественное мнение, что СК — это какие-то монстры. Понятно, что это интересно — смотреть треш и негатив, так устроена человеческая психика. Но надо показывать и другое мнение. Поэтому сейчас мы создаем свой сайт, а в будущем создадим свой ютуб-канал, который интересно и в доступной форме подавал бы информацию о различных сторонах деятельности страховщиков, периодически будем публиковать в СМИ статьи на темы страхования.
Планируем участие в публичных мероприятиях, в том числе и в премии «Человек года» в номинации «Страхование». Эта номинация существует уже третий год, и в этом большая заслуга, на мой взгляд, всех действующих на тот момент членов Союза, но особенно — члена координационного совета союза «Белый соболь», заместителя гендиректора СПАО «РЕСО-Гарантия» Ивана Косьмина. Он больше года был исполняющим обязанности председателя и в сложное для Союза время поддержал его функционирование, не дал страховому сообществу Урала исчезнуть. Хочу открыто выразить ему от себя и всех коллег искреннюю благодарность.
Какую практическую пользу получают участники сообщества от деятельности Союза? Во-первых, повторюсь, это популяризация страхования. Все участники нашего Союза и вообще любая СК хотят собирать больше страховых премий, заключать больше договоров страхования, выходить на новые территории, в особенности это касается рентабельных продуктов (страхование жизни и имущества физических и юридических лиц, например). Для этого необходима популяризация страхования как такого. Эту проблему можно решить только совместно. Силами одной СК, на мой взгляд, решить такую глобальную задачу — пусть и в рамках одного или нескольких регионов — практически невозможно.
Во-вторых, польза от Союза — системность получения и обмена информацией. У одной СК, например, одна информация по грядущим изменениям в ОСАГО или изменениям в процессе оформления ДТП с использования европротокола, у другой — другая, и т.д. Отсюда разрозненность, слухи, неверные решения, влекущие за собой финансовые потери.
В-третьих, «Белый соболь» — это площадка для диалога между страховыми компаниями в УрФО. Мы уникальны, в России на слуху всего три подобных организации — Сибирская ассоциация страховщиков, Южная и мы — Уральская, СС УР «Белый соболь». Представляете, какая у нас огромная страна, а всего три региональных объединения.
В-четвертых, координация действий всех участников страхового сообщества. Например, когда происходят изменения в законодательстве, нам нужен диалог, как мы будем действовать в этой ситуации, чтобы не было ущерба для клиентов или неправильного толкования произошедших изменений.
Наша ассоциация как раз и создана для преодоления таких ситуаций, чтобы было комфортно и страхователям, и страховщикам. Все-таки клиент у членов сообщества страховщиков Урала «Белый соболь» (и вообще у любого страховщика) — на первом месте.
* - выполняет функции иностранного агента