«Бизнес легко кошмарить, пока предприниматели остаются отщепенцами и врагами в глазах общества. Изменить эту ситуацию — наша общая задача». Интервью Лилии Патрушевой, фонд «АГАТ», на DK.RU.
Лилия Патрушева, директор екатеринбургского отделения фонда «АГАТ», много лет возглавляла отдел персонала «Сталепромышленной компании», подбирала, оценивала и развивала людей для крупного бизнеса. В последнее время она организует работу по поддержке начинающих предпринимателей и вместе с успешными бизнесменами выбирает молодых людей для получения льготного финансирования и консультаций для открытия своего дела. По ее мнению основным ресурсом, которого не хватает молодым людям для развития и создания собственного бизнеса, являются вовсе не деньги, а правильно и вовремя поданная информация, совет и поддержка носителей опыта.
Массовое предпринимательство больше похоже на американскую мечту, чем на нашу реальность.
— Я уже несколько лет вплотную наблюдаю, как рождаются и умирают небольшие бизнесы. Но суть моей работы не в увеличении количества открытых компаний (хотя это важно) и не в их прибыльности. Вместе со своей командой сотрудников и бизнес — наставников я работаю над тем, чтобы распространять «вирус» предпринимательской культуры. Развивать тех, кто хочет и любит заниматься бизнесом как таковым. Поэтому важен здесь даже не массовый результат — создание множества успешных компаний, а, как это ни странно – массовый процесс, чтобы как можно больше людей примерили предпринимательство на себя или отказались от него.
Индивидуальный предприниматель — это не столько юридическая форма, это форма отношения к государству, к обществу, к своей собственной жизни. Когда ты привыкаешь отвечать за себя, привыкаешь не надеется на зарплату каждый месяц, привыкаешь искать возможности, обходить преграды. У этого есть и оборотная сторона: да, малый бизнес часто экономит и даже жадничает, ему трудно внедрять инновации, он иногда ходит на грани фола в вопросах соблюдения закона. Но это нормальная ранняя стадия развития предпринимательства. Через это все проходят.
Однако очевидно, что не все способны делать свой бизнес.
— А как понять, кто способен, а кто нет, если не пробовать? Откроют фирму, не получится – они ее закроют. Да, жизнь предпринимателя подходит немногим, но чтобы понять, кому она реально по вкусу, надо делать. Далеко не все, кто мог бы создать бизнес, его реально делают, а те, кто вроде бы и не способен, помаленьку вытягивают проект и незаметно для себя становятся собственниками прибыльной организации.
Здесь очень важно искренне желание делать конкретное дело, а не просто «получать деньги».
Я уверена, бизнес делается не ради денег.
Часто под деньгами предприниматели имеют в виду нечто иное, например, чувство свободы, жажду статуса, реализацию детской мечты, ощущения собственной значимости …
«Генералы» уральского бизнеса вас могут не понять.
— Ну на то они и генералы. Но не всем нужно становится такими.
Не каждый бизнес должен расти до масштабов корпорации, не каждый предприниматель должен желать стать мультимиллионером.
Пусть люди открывают прачечные, булочные, интернет-магазины по продаже детских игрушек и зарабатывают прибыли в месяц чуть больше, чем средняя зарплата по городу. В начале старта своего дела это не важно, главное, чтобы они учились думать как предприниматели.
Кстати про зарплату, точнее про деньги. Основная проблема — стартовый капитал. Не на что подавляющему большинство даже интернет-магазин открыть, не говоря про «свечной заводик».
— Конечно, деньги как стартовый капитал — очень важный элемент предпринимательского проекта. По факту молодым людям негде их взять. Практически все банки требуют залог, а ребята вследствие своего молодого возраста еще ничего не смогли приобрести, они не купили ни квартиру, ни автомобиль.
Но деньги — это далеко не самое главное. Важно понимать, интерес к запуску своего дела, интерес к самому проекту выступает основной движущей силой этого малого бизнеса. Люди хотят зарабатывать на жизнь своим делом, им не безразлично, чем заниматься. Эти амбиции и толкают начинающих предпринимателей к тому, чтобы создать свое дело.
Они уверены, что бизнес даст им свободу.
Да, очень часто молодые люди думают, что создавая свой бизнес, они резко увеличивают степень своей свободы. А на самом деле оказывается, что трудиться необходимо постоянно и беспрестанно нести ответственность не только перед клиентами и поставщиками, но и перед своими сотрудниками, перед банками и государством. На первоначальном этапе молодые люди получают такой рост нагрузки и ощущение, что ты «24 часа в сутки на работе», что многие не выдерживают.
У нас исторически сложился образ предпринимателя как хапуги и рвача, часто незаконно наживающегося на труде других людей.
Я сторонник теории малых дел. Надо постепенно шаг за шагом менять картину в головах, помогать реальными действиями реальным людям, которые хотят и способны создать свой бизнес, нести за него ответственность и готовы преодолевать все сложности на этом пути. Это гораздо полезнее, чем множить количество госструктур и комитетов, чья деятельность абсолютно не согласованна между собой.
Люди с предпринимательским потенциалом — настоящие «углеводороды» для нашей страны, их «горение» своим делом дает экономике массу энергии и ресурсов, а главное — создает перспективы развития общества.
Давайте говорить честно: увеличение доли активных и независимых людей, которые умеют зарабатывать деньги и не ждут помощи от государства, дает шанс на постепенные позитивные изменения в нашем обществе. Мы все с вами жаждем европейского уровня жизни, европейских «правил игры» государства и общества. И хотим придти к этому мирным путем. Так вот чем больше в стране реализовавших себя людей с бизнес-мышлением, тем больше у нас грамотных потребителей, успешных производств и сервисов и, в конце концов, думающих своей головой граждан.