Меню

Наши кластеры подменяют государство

Руководителей российских кластеров (в сфере IT, промышленности и др.) призывают брать пример с западных, где такая форма кооперации развита, эффективно работает и приносит результат.

 

Неким идеалом кластерной модели считают «Кремниевую долину» — крупнейший в мире hi-tech-центр, генерирующий разнообразные стартапы. Внутри него компании взаимодействуют и в исследованиях, и в производстве, и в сбыте продукции, и в управлении предприятиями. Однако полностью скопировать этот опыт в России пока невозможно. Одна из главных причин — иные условия существования кластеров. Нашим кластерам приходится брать на себя множество дополнительных функций, они вынуждены компенсировать несформировавшиеся рыночные механизмы и даже подменять некоторые госструктуры. В задачи уральских кластеров может входить строительство дорог, энергетических подстанций и другой инфраструктуры.
 
Другое различие — во всем мире кластеры финансирует государство. В апреле в Екатеринбург приезжали представители финских кластеров (сфер машиностроения, нанотехнологий и пр.). Они называли конкретные цифры: в год каждый кластер получает от государства 200-300 тыс. евро. Не миллионы, конечно. Но для их кластерных моделей вполне разумные цифры, поскольку кластеры в Финляндии не решают сложных инфраструктурных задач, выступают лишь в качестве площадок, связывающих компании для достижения общих целей. Эти деньги идут в основном на функционирование управляющей структуры и представительские функции. 
 
Российские же кластеры, за редким исключением (ОЭЗ «Титановая долина», например), на масштабную помощь от власти пока рассчитывать не могут. Взять Уральский регион: большинство кластеров, в том числе и IT-кластер, который я возглавляю, создаются по инициативе снизу и в основном на средства частных компаний. Однако и им без государственной поддержки не обойтись, поскольку задач, как я уже говорил, может быть великое множество.
 
Ситуация немного выправляется: Минэкономразвития объявило конкурс, по итогам которого ряду кластеров будет выделено госфинансирование. Речь идет о суммах до 500 млн руб. (около $27 млн). Мы тоже заявились на получение поддержки, правда, на более скромную сумму — $7-8 млн, поскольку вопрос инфраструктуры для IT-кластера неключевой. Ответ ждем. 
 
Дефицит кадров у финских кластеров не столь критичен для роста отрасли. Я смотрю по своему кластеру: для нас кадры — главная головная боль: их количество, качество и снижение оттока в Москву и за пределы России (в ту же Финляндию, например). Годовая потребность в профессиональных разработчиках в IT-сфере региона на сегодня превышает 1 000 специалистов. На три вакансии в IT-компаниях всего один кандидат. Это серьезно сдерживает развитие. При этом в Екатеринбурге в 2012 г. свое представительство открывает компания SAP, в ближайшие два-три года им надо будет набрать порядка 200 человек. Открыл офис «Сбербанк-Технологии» («дочка» Сбербанка). Это тоже несколько сотен сотрудников. 
 
Другая наша проблема связана с генераторами новых бизнесов. В Свердловской области число стартапов в сфере IT, которые можно развивать, перевалило за сотню. Но у людей, начинающих новый бизнес, часто недостаточно образования и опыта. К тому же они не слишком амбициозны: мыслят максимум масштабами региона. А зря. Надо ставить себе высокие планки. Вот финны приехали в Екатеринбург, чтобы рассказать о компаниях, входящих в их кластеры, — они сразу думают о мировом рынке.
 
Сравнивать кластерные модели разных стран можно и нужно. Но не стоит забывать о различии условий существования. В развитых странах кластерная форма кооперации используется десятилетиями, а в Свердловской области прошел всего год со старта концепции кластерного развития. При этом динамика хорошая: по IT-кластеру, например, еженедельно проходят совместные мероприятия его участников, сформировались два посевных венчурных IT-фонда (такого нет ни в одном регионе за МКАД). Мы не отказываемся от опыта, который может быть нам полезен и применим в наших условиях. Мне очень понравилась идея зарубежных коллег о взаимодействии разных кластеров между собой по каким-то пограничным вопросам — коммерчески успешные идеи часто возникают на стыке технологий. Мы тоже обсуждали возможность сотрудничества с Уральским фармкластером. Такая кооперация интересна тем, что специалисты из различных отраслей могут создать действительно прорывной продукт. Полагаю, мы приурочим проведение переговоров между фармацевтическим и IT-кластером к «ИННОПРОМу-2012».
 
Дмитрий Калаев
Колонка написана специально для «Делового квартала»