«Если опустить научные термины, которыми оперируют чиновники высшего эшелона, останется тезис: Россия всегда была страной неудачников – это ее карма». Авторская колонка для DK.RU.
Сергей Писарев, президент фонда «Русский предприниматель»:
– Сытая жизнь заканчивается. По подсчетам экономистов, за десять лет – с 2004 г. по 2014 г. – Россия потеряла около 2,5 – 3 трлн долларов. Это нефтяные деньги, вложенные в бизнес и недвижимость за границей, хранящиеся в западных банках, потраченные на автомобили, импортные товары и отдых в других странах. Проеденное-пропитое. Украденное. Еще полтриллиона вывезли гастарбайтеры, и кое-что осело в стабилизационном фонде, одна из функций которого – запускать инвестиционные программы.
Но промышленного бума, как в Китае, мы не увидели – даже эти деньги остались в кубышке.
Герман Греф, Эльвира Набиуллина и Алексей Улюкаев, руководившие в разные годы Министерством экономического развития и торговли РФ, уверяют, что страна держится на плаву за счет накопленного резерва. Вопрос – кто мешал потратить хотя бы часть этих средств на развитие так нужных сегодня производств? Ведь ставки по иностранным кредитам для российских предприятий (которые были взяты в объемах резервного фонда) всегда были выше ставок по вложениям в государственные облигации США и европейских стран.
Но эту тему обсуждать не принято. Чиновникам проще объяснить, почему дела идут все хуже. Если опустить научные термины, которыми они оперируют, останется тезис: Россия всегда была страной неудачников – это ее карма. По добру, нашим рулевым от экономики стоило бы признать свои ошибки и уйти.
Врачи, едва не залечившие пациента до смерти, должны уступить место более опытным специалистам.
Где таких специалистов искать?
Считается, что подходящих кандидатов в номенклатурной обойме не осталось. Россию спасут люди, которых сейчас нет на сцене – они появятся, когда станет совсем худо. Жизнь заставит убрать из власти одних и поставить на их место других. Главное – избежать ловушки, в которую мы все уже попадали, когда президент РФ Борис Ельцин доверил руль команде теоретиков во главе с Тимуром Гайдаром. Такая опасность существует – эксперты, прогнозирующие скорую смену власти, уже называют имена профессоров из экономических вузов и научных институтов. В большинстве это уважаемые люди, ученые с мировым именем. Однако в кризис нужны практики, доказавшие свою эффективность. Их можно рекрутировать из руководителей регионов, где вопреки экономическим кризисам развивается и промышленность, и сельское хозяйство, и образование, и социальная сфера.
Наверное, многие уже забыли, но в кризис 1998 г. стало так плохо, что Ельцину пришлось вернуть на политическую арену профессионалов-практиков: кабинет министров возглавил Евгений Примаков (тогда – министр иностранных дел), а Центробанк – Виктор Геращенко. За год они навели порядок и спасли страну.
Почему бы и сейчас не обратиться за помощью к людям с практическим опытом?
Они могли бы работать в правительстве и в администрации президента. Если уж мы ставили на такие должности Чубайса и Гайдара, которые только и умели, что рулить финансовыми потоками или озвучивать чужие идеи, то реальные управленцы справятся не в пример лучше.
Однако этого будет недостаточно, если оставить нынешний состав депутатов Государственной Думы. Думу можно просто распустить, но этого недостаточно. В следующий раз набегут такие же люди: лица будут новые, а проблемы – старые. Депутаты, которые честно работают и исполняют свой долг, сегодня в меньшинстве. Основная масса – так называемые «свои люди» или те, кого навязали избирателям спонсоры. Попав в Думу, они занимаются собственной карьерой или зарабатывают деньги. Пиарят себя, проталкивая дурацкие законы. А потом становятся федеральными или региональными чиновниками. Госдуму они рассматривают как социальный лифт.
Всего этого можно избежать, если вернуть сословный принцип при формировании Госдумы. Нужно, чтобы интересы фермеров представлял фермер, интересы врачей – врач, интересы предпринимателей – бизнесмен. В своей среде они способны по достоинству оценить кандидатуру будущего депутата. Сегодня этого нет. Как фермер-депутат может заботиться о военных, а военный – об учителях? И как можно контролировать эффективность их работы? Никак. Это профанация.
Парадокс, однако, в том, что стимулом к переменам может быть только дальнейшее ухудшение экономической ситуации.
Не дай бог, чтобы цена на нефть выросла до прежних отметок! Тогда все вернется на круги своя.
Дна мы пока не достигли. В Екатеринбурге, несмотря на кризис, продолжается праздник потребления – по выходным парковки торговых центров, как и раньше, забиты машинами – яблоку упасть негде. Но бедность уже стучится в дверь. Жители областных городов, где трудно найти работу, возвращаются к натуральному хозяйству – в марте они начали массово заводить поросят, чтобы не голодать.
Не надо быть экспертом, чтобы понять: будет хуже, а потом – еще хуже. И это хорошо.