Меню

Наследники бизнесменов рискуют получить долги их компаний

Верховный суд должен определиться, связана ли субсидиарная ответственность неразрывно с личностью человека, которого к ней привлекают. В случае согласия с этим риски наследников бизнеса вырастут.

Риски наследников предпринимателей растут: вместе с их имуществом они теперь могут получить и долги бизнеса, пишет The Bell со ссылкой на «Ведомости». Это будет действовать даже в том случае, если человек, который привел компанию к разорению, умер до того как на него переложили эти долги. Прецедентное дело 9 декабря рассмотрят в судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда

Речь идет о банкротстве компании «Амурский продукт». Заместитель директора предприятия Михаил Шефер обвинялся в хищении 183 млн руб. у компании «РН-Востокнефтепродукт» («внучка» «Роснефти»), которое привело к банкротству предприятия. В 2015 г. г-н Шефер умер, а два года спустя дело закрыли, не привлекая его к субсидиарной ответственности. 

Жена и дети Михаила Шефера унаследовали его имущество, а суды нижних инстанций постановили, что их нельзя заставлять расплачиваться с кредиторами, так как требования неразрывно связаны с личностью Шефера. «РН-Востокнефтепродукт» это решение опротестовала: по мнению компании, обязательство возникло еще до открытия наследства, а значит, должно поступить в наследственную массу, чтобы его выплачивали наследники. 

Пока неясно, насколько в банкротных делах субсидиарная ответственность является личной — Верховный суд пока не высказывался по этому вопросу. В аналогичном случае суд решил исход дела в пользу наследников, посчитав, что они не могут предоставить доказательства за родственника, и это нарушает состязательность сторон. 

Единственный надежный способ избежать рисков, связанных с получением наследства — отказаться от него, считает партнер «Пепеляев групп» Юлия Литовцева. Но сделать это можно только в течение полугода после смерти человека.

Пока в практике неизвестны случи привлечения к субсидиарной ответственнсти наследников бизнесменов, но такие попытки в судебных спорах встречаются регулярно, сказал РБК руководитель практики «банкротство» адвокатского бюро «Лемчик, Крупский и партнеры» Давид Кононов.