Вместе с друзьями организовала в 1991 году компанию по внешнеторговой деятельности со странами ближнего зарубежья. Торговали всем подряд – от кетчупа до нефтепродуктов. Спустя несколько лет Натал
Вместе с друзьями организовала в 1991 году компанию по внешнеторговой деятельности со странами ближнего зарубежья. Торговали всем подряд – от кетчупа до нефтепродуктов. Спустя несколько лет Наталья осталась единственным собственником «Руматы» из тех, кто ее создавал. Сосредоточилась на одном направлении – смазочные материалы. Предприятие занимается их закупкой, хранением и поставками по Уральскому региону, в числе партнеров – все крупнейшие федеральные нефтетрейдеры.
Наталья Наумкина
владелец компании «Румата»
Я уверена, что женщине по природе ее управление дается гораздо легче, чем мужчинам. Моя работа – это общение. И в этом плане у меня никогда не возникало сложностей. Наверное, потому, что никогда не подхожу к переговорам как к переговорам – просто общаюсь. И как любая женщина, обладающая интуицией, всегда вижу, как себя вести и о чем говорить. В прошлом году был очень смешной случай. Нам необходимо было заключить договор с крупной нефтяной компанией, а они – сидят на нефти, да еще и в Москве – ведут себя очень неприлично, такие заносчивые. Мы заранее договорились о встрече, а когда я приехала в Москву и стала звонить из гостиницы, человек отказался от встречи. Меня это не то что шокировало, но, естественно, обидело. Потом поняла: он просто испугался. Мужчины очень часто пользуются стандартным набором инструментов. А когда видят, что набор не подходит – перед ними нечто совершенно иное, не то, к чему они привыкли, – моментально закрываются. И пытаются избежать контакта всякими способами. Я не стала напрашиваться на встречу: подумала, а вдруг он увидит эту обиду, презрение в моих глазах. И мы с ним несколько дней общались по телефону. В результате контракт был подписан. Что меня, честно, очень удивило: мужчины очень часто бывают такие упертые. Хотя при этом, как правило, гораздо более уязвимы, чем пытаются выглядеть.
У мужчин жесткость внешняя, а у женщины – внутренняя, природная. Она должна сохранить очаг, вырастить детей, чего бы это ей ни стоило. Любыми путями. И она ради этого может легко пойти на все. Это просто физиологией обусловлено – она мать. Поэтому она часто бывает и жестока, но что поделать – приходится. Другое дело, что женщина на то и женщина, чтобы делать тонкие вещи тонкими инструментами. Она в основном добивается своего подспудно, так, чтобы человек и не почувствовал, что им руководят. Но очень важно всегда помнить: для каждого необходима мера его личной свободы – если мы пережимаем, он просто перестает делать то, что мы от него требуем.
Умение доводить дело до конца – свойство, органичное для женщины. Вот она ребенка рожает и точно его не бросит, может, до совершеннолетия, а может и до смерти. И в бизнесе она так же поступает: любой процесс доводит до логического завершения. Но при этом женщина еще и всю «поляну» сразу видит, не зависает на чем-то одном. Тут подчистит, тут передвинет, пусть не все идеально, зато в целом хорошо. А если каждый кусок до идеала доводить, ничего не получится: пока в одном месте отполируешь, в другом все рухнет. Мужчинам это – широкий взгляд и умение поставить точку – не очень свойственно (они реже бывают визуалами по природе). Вот поэтому, на мой взгляд, они так много всегда и работают. Да еще и гордятся, что с утра до вечера на работе. Что они там делают?! Хочешь делать все сам, считаешь себя лучше, умнее других – живи в офисе. Я никогда на работе не задерживаюсь. Практически с первого дня. А в последнее время, честно говоря, бизнесом как таковым вообще не занимаюсь. Я здесь затем, чтобы на предприятии была гармония, равновесие. Естественно, не бывает внутренних процессов без конфликтных ситуаций, перекосов и приключений. Вот я и занимаюсь такой точечной, по мере необходимости, корректировкой.
У меня нет и никогда не было цели заработать астрономическое количество денег. Или желания коллекционировать разные бизнесы. Мне хотелось создать устойчиво зарабатывающее предприятие, чтобы оно позволяло жить мне так, как я хочу. Но не любой ценой: это должно было быть такое место, куда приятно приходить не только мне. Я вообще не в состоянии заниматься тем, что не приносит удовольствия. Вот сейчас смотрю на свою дочь, других детей, и мне их так жаль: им нужно еще столько прожить, чтобы овладеть этой мудростью. Они изначально напуганы: им все говорят, что в жизни необходимо всего достичь. Их амбиции – это страх: вдруг не достигнут или достигнут, но не того… А ведь, в конечном счете, цели со временем меняются, иногда с точностью до наоборот. Нужно ли женщине заниматься бизнесом и вообще что ей нужно? Раньше я легко могла выдать категоричное суждение по этому поводу, но чем дольше живу, тем меньше у меня ответов на этот вопрос. Работать надо уметь. Обязательно. Но вот руководить… возможно, это уже лишнее.
Власть опасна для слабых
Моя дочка росла вместе с бизнесом: предприятию – 16 лет, дочери на два года больше. Не знаю, хорошая ли я мать, но так получилось, что мои взгляды на воспитание во многом определил именно управленческий опыт. Я никогда ни дома, ни на работе не пользовалась властью, не давила авторитетом. Как часто дети, обладая подвижной психикой, находятся в обществе взрослых, которые их всячески притесняют. Иногда поражаюсь: как дети вообще выживают в этих обстоятельствах?! Но контролировать поступки детей тоже необходимо, потому что ощущение свободы и понимание – что такое свобода и как ею распорядиться – приходит постепенно. Эта грань между свободой и контролем определяется уважением, которое и в семье, и в бизнесе должно быть обязательно.