Меню

Навыки жизни вместо подарков. Почему нужно переосмыслить волонтерскую помощь детским домам

Перед Новым годом воспитанники многих детдомов получают подарки от спонсоров. Но им гораздо нужнее другая помощь — адаптация к самостоятельной жизни. До 25 лет не доживает каждый третий выпускник.

По данным министерства социальной политики Свердловской области, за 2014 г. в регионе было 18 747 детей-сирот. Причем по сравнению с 2013 г. эта цифра немного сократилась — на 1,6%. До 25 лет не доживает каждый третий выпускник, отмечают авторы проекта «Навыки жизни», который призван набирать и готовить волонтеров для участия в программах по адаптации воспитанников детдомов к реальной жизни. Организация «Про Добро» (один из инициаторов проекта) ищет добровольцев с помощью игры в квест — если для обычного человека сложно выбраться из запертой комнаты, то выпускникам детдомов после 16 лет приходится гораздо труднее.
 
 Фото: РГ Deltaplan
 
Небольшой куб с квестом находится на третьем этаже ТРЦ «Гринвич» со стороны улиц Вайнера-Радищева. Справиться с загадками необходимо за 15 минут, что очень непросто в одиночку. После прохождения загадок включается запись: 
 
«Это было непросто, да? Потому что вы не знали, что делать. Треть выпускников детдомов не доживают до 25 лет, потому что не знают, как справиться с элементарными задачами. Как приготовить ужин, заварить чай, прожить на стипендию, взять кредит и стоит ли вообще его брать. Для них это — настоящий квест. Квест ценою в жизнь». 
 
На выходе из квеста игроков встречают добровольцы, которые рассказывают им о проблеме и предлагают записаться в школу волонтеров. За вторую неделю работы квеста школа получила примерно 25 анкет, что оказалось гораздо выше ожиданий. 
 
Руководитель общественной организации «Про.Добро» Юлия Ярошевская рассказывает, что при попадании ребенка в систему детдомов его жизнь очень жестко регламентирована: правила, режим, пятиразовое питание, выдача нужной одежды по сезону, на уроки будят по звонку: 
 
— Все это продолжается до 16-летия, а потом ребенок оказывается в свободном плавании. Первый раз появляются наличные деньги, но нет никакого понимания о жизни вне системы. С утра не встают с кровати самостоятельно, пропускают пары – начинаются проблемы с учебой, отчисляют и выгоняют из общежития. А квартира еще не получена, и жить негде.
 
 Скриншот сайта «Навыкижизни.рф»
 
Никто не умеет готовить и не знает, как на 100 руб. приготовить себе ужин: редко в каких детских домах есть учебные кабинеты с кухнями. Детям не хватает навыков общения. В детдоме все ясно: кто учитель, кто воспитатель, кто директор, а кто такой же воспитанник. В обществе же все совершенно по-другому: есть лидеры, различные субкультуры, и к каждому нужен свой подход, а как добиться уважения — им непонятно. Семейный ребенок общается с разными людьми, а ребенок из детдома — нет. Все это касается здоровых детей, а с инвалидами еще труднее. Например, они не задумываются, как получается чай, который им всю жизнь приносили, и заварить напиток для них — достаточно сложная задача, если никто не научит. Из таких простых незнаний и неудач падает мотивация, пропадают стремления и амбиции, из чего и вытекает такая печальная статистика. 
 
Самая большая проблема — умение считать деньги. Грамотно обращаться с ними умеет не каждый взрослый, а для 16-летнего ребенка стипендия в шесть тысяч — огромная сумма. Он может их потратить на телефон, прокутить в кафе, а на еду потом уже хватать не будет.
 
Есть очень много волонтеров и спонсоров, которые любят ездить в детские дома и подарки, проводить мастер-классы, целовать и обнимать, но не любят детей старше 16 лет — казалось бы, это уже самостоятельный человек, который должен всего добиваться сам. Почему он такой избалованный и считает, что ему кто-то что-то должен? Выходит, мы сами их балуем, а потом уже с них требуем. А ребенку в 16 лет уже не к кому обратиться.
 
  Скриншот сайта «Навыкижизни.рф»
 
Ситуация, когда волонтеры приезжают не с подарками, а помогают прививать необходимые навыки, к сожалению, развита слабо. Это системная работа и большая ответственность — к этому нужно быть готовым. Есть решение — патронажные семьи: это гостевая опека, когда можно забирать ребенка на выходные и каникулы. Для этого тоже проходят школу приемных родителей, и у ребенка при попадании в такую семью в голове что-то откладывается. Но гостевая опека, мягко говоря, не очень развита.  
 
Конечно, полностью исключать подарки нельзя, это все же дети. Но есть детские дома, в которых новогодние елки проходят  чуть ли не каждый день с 1 декабря до 1 января. Килограммы конфет, игрушки, гаджеты — все это рождает у ребенка позицию иждивенчества. При этом есть приюты, в которые ребенок попадает, если его изымают у семьи, а в детский дом он не определен. Туда спонсоры не ездят, как и во многие детдома в области. Например, в Карпинске есть детдом, где живут около 300 детей разной степени инвалидности — к ним очереди из спонсоров не наблюдается. Дарить подарки можно, но надо делать это с умом: понимать, нужно ли это детям, и не будете ли вы для них десятыми по счету. Может, лучше подарить им кухню, наборы для творчества, музыкальные инструменты, потому что те же телефоны они продадут и купят то, что им нужно. Добро должно быть с умом.