Меню

Назад из декрета

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшеств

Год назад маркетолог компании ушла в декретный отпуск. На ее место взяли новую сотрудницу, которая весьма успешно проявила себя в этой должности, более того, сравнение явно не в пользу ее предшественницы. Но молодая мать решила вернуться на работу — основания законны. Надо решить, кого выбрать, поскольку двух маркетологов фирме не нужно.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Татьяна Шумилина - заместитель директора по работе с персоналом

Светлана Петляева - экс-маркетолог

Алексей Носырев - коммерческий директор

Юлия Белоусова - маркетолог

Николай Сходняк - генеральный директор

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

************************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Николай Сходняк проводит с начальником производства «воспитательную» беседу. Они решают воспользоваться левой системой сбыта, организованной Залесовым, для продаж настоящего ТОВУСа. Степан Залесов начинает готовить производство к выпуску ТОВУС-премиум.

 **********************************************************************************************************************************************

«Так, все, хватит, а то я сама скоро так же кудахтать начну!» — выдохнула Татьяна Шумилина, спуская вниз монитора страницы «мамско-детских» интернет-ресурсов. Полтора дня она убила на чтение этих сайтов и прекратить смогла только усилием воли, да и то потому, что стало стыдно: дескать, такая карьеристка, как она, и так непрофессионально тратит рабочее время. По правде сказать, ее очень захватили все эти материнские разговоры, а главное — как женщины могут без оглядки растворяться в своих детях. Шумилина полтора года назад родила дочку, но через три месяца после родов уже вышла на работу. Ей казалось, что в компании, где она работала до «Любо-Дорого & Ко», без нее все развалится, она потеряет квалификацию, да и вообще активная деятельность вызывала в ней почти физиологическую зависимость, и Татьяна внутренне не могла принять ту жизнь, которая свалилась на нее с рождением ребенка. Но в результате получилось, что вскоре с работы она уволилась — сказалась нагрузка, которую она сама на себя взвалила, и внутреннее разочарование в собственной незаменимости. К тому же сильно испортились отношения с мужем, которого не устраивало, какая из Татьяны мать («Сам он… тот еще отец!»), и они вступили в затяжную, выматывающую полосу ссор и упреков, которые легко могли привести к разводу.

Впрочем, на сайты для мамашек Шумилину залезть заставила не жалость к себе и не желание посоветоваться с «опытными детоводами» (все это накрыло ее позже, через полдня), а опять-таки производственная необходимость. Накануне из приемной ей перевели звонок Светланы Петляевой — бывшего маркетолога «Любо-Дорого & Ко», которая год назад ушла в декрет, а теперь хочет восстановиться в должности. Когда Татьяна решила выяснить роль и заслуги Петляевой в фирме, Алексей Носырев, удивленно подняв брови и собрав лоб в зигзагообразную складку, сказал: «Света?! Она что, вернуться хочет?! Ну не знаю… Она тут у нас такой муар вокруг своей персоны разводила, корчила из себя невесть что, концепции дикие клепала, а когда конкретные вопросы надо было решать, так ее пинать все время приходилось. Короче, когда Юля Белоусова на ее место пришла, мы поняли, что такое небо и земля». Шумилина осознавала, что второй маркетолог «Любо-Дорого & Ко» не требуется, по крайней мере сейчас. По трудовому законодательству получалось, что фирма обязана взять Петляеву взамен Белоусовой. Но после работы, которую Юля проделала для изучения региональных рынков и запуска ТОВУС-премиум, обмен казался явно невыгодным. К тому же Шумилина испытала приступ женской зависти вперемежку со злобой: одним приходится жертвовать семьей ради карьеры, а другие норовят успеть на «две ярмарки».

Изучение «мамских» сайтов, а точнее, подразделов «Работа, карьера» показало, что легкого разговора со Светланой ожидать не приходится: под ником ***_** Шумилина по профессиональной привычке натолкнулась на реальное имя Петляевой: та была активной участницей форумов, где специализировалась на консультациях товарищей по счастью в вопросах трудоустройства в пред— и постдекретный период, и, стоит заметить, весьма грамотных. Кроме того, в свободное от стирки пеленок и варки каши время Петляева вела несколько рекламных проектов для не последних в городе фирм… Ну или говорила, что вела. Шумилина предположила, что Света наблюдала за развитием «Любо-Дорого & Ко» и, проследив траекторию роста фирмы, прикинула, что возвращение в штат будет повыгоднее случайных заработков.

Татьяна набрала внутренний номер Носырева. «Ну что, идем?» — напомнила она о совещании со Сходняком на тему возвращения маркетолога. Получив утвердительный ответ, зам по кадрам поправила съехавшую набок юбку и твердой походкой направилась в кабинет шефа. Мужчины молча поглядели на Шумилину — было ясно, что оба были в курсе, и это их не радовало.

— Юлю-то позовем? — с грустью спросил Сходняк.

— Давайте попозже, сперва все обсудим, — бодро парировала Татьяна и передвинула стул так, чтобы собравшиеся образовали равнобедренный треугольник.

После краткого обмена мнениями у Шумилиной сложилось двоякое впечатление: хоть Света в свою бытность маркетологом и была не подарком, но кое-какие успехи за ней числились. Работая в связке со сбытом, она очень помогла продвинуть ТОВУС среди оптовиков Екатеринбурга, с ее подачи приняли несколько «докруток» к продукту, чтобы выделить его из массы аналогов, да и просто долгое время она была неотъемлемой частью «Любо-Дорого & Ко» — любимой, к слову, многими сотрудниками, с которыми поддерживала контакт во время отпуска. Ощущение было такое, что Сходняк и Носырев скорее за Юлю, чем против Светы. Основные претензии к Петляевой были в том, что она никакой исполнитель (а именно этого требовали от нее полтора года назад), в то время как тогдашние ее идеи сейчас могли показаться здравыми.

— Но Юля-то объективно лучше — она закрывает весь объем работ, которые нам сейчас нужны в маркетинге, — Носырев внезапно сделался резким и категоричным. — Она пашет, она растет, она хочет большего, и у нее получается. Скажем, Света смогла бы придумать ТОВУС-премиум, но подготовить его к выпуску… Сомневаюсь. А сейчас она с ребенком — это ее надо будет отпускать постоянно… И потом, Татьяна говорит, что она с форума не вылазит… Что вы думаете, она тут не будет в нем зависать? Напрасно! Кроме того, у Юли с Игорем Семеряковым роман серьезный наклевывается, если мы ее обижать начнем, он так взовьется…

— Так мы, значит, женщину с дитем обижать будем, — улыбнулся горячности подчиненного Сходняк. — Леша, сейчас не то время, да и я не такой человек, чтобы так поступать.

Сходняк предвидел такую ситуацию еще полгода назад. Когда в коллективе все были молодыми да рьяными и ничего, кроме денег и карьеры, никого не интересовало, подобных проблем не возникало. Однако постепенно коллектив обновлялся, в том числе и за счет женщин, которые оказывались в естественном положении и принимали естественные решения.

— Нам, Леша, нужно возвести эти материнские дела в ранг стратегии. Прикинь, вернется Люся-бухгалтер, Вера, которая раньше начальника сбыта замещала, Ольга Петровна, после которой Женя Банько стал магазином управлять… Мы что, по каждому поводу чрезвычайку будем устраивать?

— Николай Евгеньевич, решать, конечно, вам, — Шумилина опустила уголки губ и стала похожа на охлажденную рыбу в супермаркете, — но второго маркетолога не нужно. Повода для угрызений совести нет — многие женщины после родов начинают с нуля и на работу выходят гораздо раньше, взять хотя бы меня… С другой стороны, если мы неаккуратно откажем Светлане, она, я уверена, доведет до суда и скорее всего выиграет. Сами понимаете, национальный демографический проект, новый Трудовой кодекс — в подобных спорах судьи всегда на стороне работника.

— Может, мы аттестацию проведем Свете?.. — задумчиво протянул Носырев. — И ей, и Юле. Покажем, что сравнение не в пользу Петляевой, объясним, что от паровоза она отстала и нам нужен совсем другой человек и т. д.

— Сейчас мы нафантазируем! — пожурил Алексея шеф. — Давай их еще на остров в Баренцевом море забросим! Леш, у нас тут не спецназ — мы с людьми работаем. Короче, вызывай Юлю, посмотрим, что она думает, а вы, Татьяна, свяжитесь со Светой — пусть приходит. Поговорим, поймем, чего она хочет, может, на другую должность сможем ее определить.

Вернувшись в свой кабинет, Шумилина очень сухо поговорила с Петляевой и назначила ей на понедельник. Через пару часов, не удержавшись, она развернула окошко браузера и увидела новое сообщение от ***_**: «Народ, иду в понедельник к бывшему шефу, чтоб он снова стал будущим, ругните меня добрым словом». Через пару минут пришел первый ответ форумчанки: «Давай, Свет, растряси там этих куркулей — мы с тобой!»

Как поступить руководству «Любо-Дорого & Ко»?

************************************************************************************************************************************************

 Наталья Лишакова - директор по персоналу ИД «АБАК-ПРЕСС»

Я порекомендовала бы Николаю Сходняку не стараться избавиться от Светланы Петляевой — дело это заведомо проигрышное, позже объясню почему. Наиболее оптимально — принять маркетолога обратно в компанию с таким же заработком, который был у нее до декрета (в среднем по рынку это 15 тыс. руб.). Тут может быть два варианта: либо поставить ее на один уровень с Юлей Белоусовой, т. е. в фирме будет два маркетолога, либо создать отдел маркетинга и Юлю назначить руководителем отдела, а Света займет место маркетолога. Тот и другой случай — вопрос формального определения должности Петляевой: суть в том, чтобы нынешний маркетолог была ведущей в этом тандеме. Белоусова амбициозна, для нее важен карьерный рост, поэтому схема, в которой она становится руководителем отдела маркетинга, наиболее приемлема. Юле можно так и объявить: «Мы вас предупреждали при приеме на работу, что место маркетолога остается за нашей ушедшей в декрет сотрудницей. Но вы проявили себя великолепно, справились с задачей и, более того, развернули деятельность, востребованную компанией, причем по своей инициативе. Поэтому мы предлагаем вам занять должность руководителя отдела маркетинга, а Светлана, которая выходит из декретного отпуска, надеемся, станет вам хорошим помощником. Поздравляем!»

Далее следует процесс разграничения функционала. Поскольку Светлана выпала на год из рабочего процесса, она должна нормально воспринять, что ключевых вопросов решать не будет. По крайней мере на первых порах. Поскольку Юля Белоусова инициировала проект с ТОВУС-премиум, вполне логично, что она и будет заниматься разработкой и продвижением этого продукта. Да, в кейсе говорится, что Петляева тоже сильна в креативе и выдаче идей по новым проектным единицам, но делить это поле сейчас между маркетологами не стоит. Светлану лучше сориентировать на исследование региональных рынков, на выполнение поручений руководителя — так Петляева быстрее и правильнее войдет в курс дел. Здесь наи­более удачен следующий режим: начальник дает ориентиры, маркетолог проводит исследования, рекомендации они формируют совместно. Так команде Сходняка удастся проверить, изменились ли исполнительские качества молодой мамы. К тому же в этой схеме можно предусмотреть щадящий график для Светланы, ведь материнские обязанности с нее никто не снимал. Поскольку «Любо-Дорого & Ко» динамично развивается, я думаю, что через полгода такой работы станет понятно, каков потенциал Петляевой. Потом, безусловно, можно будет поручить Светлане самостоятельные участки работы, где она проявит свои креативные способности, вероятно, позже можно будет сформировать для нее другое предложение. Это позитивный сценарий практически для каждой из сторон.

Теперь рассмотрим негативный сценарий. Я вижу, что он может развиться, если цель Светланы не продолжить работу в компании, а заполучить стабильное место без особых обязательств по выполнению возложенных задач. В любом случае Сходняку нельзя доводить ситуацию до суда, поскольку закон на стороне молодой матери. Тяжба может растянуться на многие месяцы, дело «Любо-Дорого & Ко» проиграет и понесет значительные убытки: выплата зарплаты за все время судебного процесса, возмещение морального, а возможно, и материального ущерба (от 100 тыс. руб.), судебные издержки, а также восстановление Светланы в должности. В такой ситуации возникнет вопрос об эффективности работы. Необходимо сесть за стол переговоров и достичь компромисса: предложить Светлане уволиться по соглашению сторон и эти условия закрепить письменно в дополнительном соглашении к трудовому договору (например, выплата выходного пособия 50 тыс. руб., т. е. средний доход за три месяца, помощь в трудоустройстве). Сразу оговорюсь, что такое решение вне закона, но прямых запретительных указаний на ведение подобных переговоров с сотрудником нет.

 Кирилл Коноплев - директор рекламного агентства «Дельта-План»

Перед разговором со Светланой Петляевой руководству «Любо-Дорого & Ко» следует проанализировать перспективы развития маркетингового отдела. Вполне вероятно, что рост компании потребует усиления этого звена, скажем, через полгода-год.

В понедельник, когда Светлана придет на собеседование, лучше поговорить с ней откровенно: «Мы понимаем твое желание продолжить работу, но, к сожалению, мы сейчас не можем взять второго маркетолога. Есть два оптимальных решения для нас с тобой. Первое: мы планируем твой выход через полгода-год, и там фирме понадобится второй маркетолог. Второе: ищем другую подходящую вакансию для тебя, например специалиста по рекламе…» В процессе переговоров станет ясно, чего Светлана хочет добиться: либо в компании, либо от компании. Если развитие вместе с «Любо-Дорого & Ко» не входит в ее планы и Светлана хочет получить место, чтобы дальше зависать в форуме или заниматься аутсорсинг-проектами, то Сходняку придется воспользоваться лазейками в трудовом законодательстве.

Поскольку я считаю, что у руководителей есть определенный долг перед людьми, которые улучшают демографическое положение в стране, то конкретных рекомендаций давать не буду. Скажу лишь, что если человек не хочет и не может работать, его нужно увольнять, пусть это сопряжено с некоторыми трудностями. Например, по прохождении профессиональной аттестации, что, собственно, и предлагал Носырев.

Впрочем, я не разглядел в Сходняке человека, который готов к подобному решению, поэтому полагаю, что он все же сможет убедительно поговорить со Светланой и договориться о ее выходе через некоторое время, когда на самом деле наступит в этом необходимость, ведь компания растет. Вначале я порекомендовал бы ему не отдалять Светлану от маркетинговой специализации. К примеру, пусть она собирает и обрабатывает первичную информацию по местному и региональному рынку. Юля будет только рада, если с нее снимут текучку. К тому же, насколько я понял, у нее есть свой план продвижения ТОВУСа на региональных рынках. Вот пусть Светлана его и проводит.

Но здесь может возникнуть два возражения. Во-первых, Петляева не так сильна в вопросах осуществления планов, как в построении концепций. Но, может быть, она и правда блещет стратегическим планированием, а такая деятельность тем и ценна, что должна проходить проверку внедрением. Заодно руководство «Любо-Дорого & Ко» испытает Светлану: насколько она способна добавить силы планам Юли и воплотить свои представления о продвижении продукта на рынке. Второй вопрос — ограничение по занятости. Региональное развитие требует частых командировок, что сложно для молодой матери. Тут я могу сказать, что знаю много женщин, которые решают подобную проблему: есть муж, няни и т. д. Со стороны Сходняка должно быть понимание ситуации (руководству не следует давить на маркетолога): гибкий график, Юля в конце концов тоже может подменить Светлану…

Если предложенный вариант не сработает, необходимо постараться применить Петляеву на другом направлении. Например, в нашей компании сейчас формируется отдел специализированных продаж, окажись я на месте Сходняка, я бы предложил Светлане, скажем, стать замом начальника отдела оптовых продаж, тем более у нее это отлично получалось раньше. 

 Константин Суслов - директор компании «ХОСТ Корпоративные системы»

Ситуация, как и положено в кейсе, изображена очень схематично, яркими, но грубыми мазками, и на первый взгляд кажется безвыходной.

На основе предоставленных данных мы можем провести управленческий поединок, построить тактику нападения, тактику защиты и получить удовлетворение от высокого уровня мастерства участников этого поединка.

В реальном же бизнесе основная задача — не отточить свое мастерство, а разрешить конфликтную ситуацию наименьшими затратами времени, нервов и денег, а если повезет, с выгодой для себя и других участников конфликта.

Прежде всего надо ответить на несколько вопросов.

1.      Светлана Петляева — ценный сотрудник для фирмы? На мой взгляд, да. Коммерческий директор высказал претензии к ней в пылу полемики, потом выяснилось, что у нее были и успехи, и хорошие отношения в коллективе. Регулярное участие в форумах во время декрета подтверждает ее активную жизненную позицию. В условиях кадрового голода такой сотрудник, да еще с уже проверенными и известными недостатками, будет явно не лишним в компании.

2.      Насколько воинственно она настроена? Вряд ли она хочет просто «растрясти этих куркулей». Скорее всего, она хочет вернуться на работу в знакомый коллектив и продолжить свою карьеру. Вполне возможно, что она уже не хочет быть маркетологом, а хочет расти дальше.

Необходимо встретиться со Светой и получить ответы на эти вопросы. Скорее всего, они будут в пользу Светланы. Один тактический момент: из кейса ясно, что Петляева поддерживает отношения с кем-то из сотрудников «Любо-Дорого & Ко». Сходняк должен сделать так, чтобы перед его встречей со Светланой состоялась дружеская беседа именно с этим человеком, в ходе которой станет ясно, что именно Петляева хочет. Кроме того, не лишним будет собрать информацию у компаний-заказчиков, с которыми Светлана сотрудничала во время декретного отпуска, и выяснить ее нынешний профессиональный уровень.

Мое предложение: не отказываться от такого ценного сотрудника, а постараться максимально эффективно его использовать. Растущей компании так или иначе потребуется расширение штата, и фирма два раза понесет издержки: сперва по увольнению маркетолога, потом по поиску нового сотрудника.

Светлана — «генератор идей», но плохой «исполнитель». Следует просто использовать ее лучшие качества и помнить о недостатках. Я бы ее повысил и назначил руководителем проекта ТОВУС-ультра — нового продукта. При этом:

•        мы создаем соревнование между Светланой и Юлей, которое может принести пользу компании (маркетологов нельзя ни в коем случае противопоставлять друг другу на одном поле — их следует развести, а проектная работа это как раз позволяет);

•        уменьшается зависимость от одного сотрудника, так как Светлана всегда может заменить Юлю, и наоборот;

•        появляется возможность использовать сильные стороны того и другого сотрудника;

•        а вот если Светлана провалит новый проект, ее можно со спокойной совестью уволить. При этом мы окончательно убедимся, что она нам не подходит, причины увольнения будут понятны всем сторонам.

Остается только объяснить Светлане и убедить ее принять такое решение, а здесь как раз и пригодится «искусство переговоров» и знание таинственной женской души.