Меню

Не бойтесь судиться с сотрудниками!

Владимир Мотчаный владелец сети «Салон красоты Мотчаного» Недавно я выиграл гражданское дело — взыскал с бывшей сотрудницы, работавшей в одном из моих салонов парикмахером, затраты на обучение в ра

Иначе будете вкладывать деньги в бизнес конкурентов.

Владимир Мотчаный
владелец сети «Салон красоты Мотчаного»

Недавно я выиграл гражданское дело — взыскал с бывшей сотрудницы, работавшей в одном из моих салонов парикмахером, затраты на обучение в размере 157,066 тыс. руб. И считаю этот процесс показательным для всех работодателей.

Парикмахер, о которой идет речь, в течение трех лет проходила обучение за счет предприятия в одной из лучших, по моему мнению, школ парикмахерского искусства — Академии Vidal Sassoon. Окончив обучение, она уволилась и не вернула потраченные на нее деньги. Мне пришлось обратиться в суд. Юристы подтвердили, что для местного бизнеса это дело стало прецедентом. Обычно работодатели не взыскивают с увольняющихся сотрудников вложенные в них средства.

Мы изначально закладывали затраты на образование — без этого невозможно достичь хорошего результата. Мой бизнес развивался, и я посчитал необходимым пригласить в Екатеринбург лучших стилистов из Академии Vidal Sassoon, которые бы провели мастер-класс для персонала. Этот проект стоил мне десятки тысяч долларов. Подобное обучение увеличивает капитализацию специалистов — чем выше их квалификация, тем дороже они продают свои услуги. Наши мастера могут заработать до 70 тыс. руб. (несколько раз в год ездят за границу, покупают машины, шубы), поэтому дополнительное обучение им выгодно.

С теми, кто учился, мы заключили договор: либо они отработают пять лет, либо вернут около 150 тыс. руб. И вот, окончив курсы, одна из сотрудниц бросила мне на стол заявление об уходе. Я напомнил ей о деньгах. Она ответила, что ничего не должна, так как работала на мое предприятие. Однако не на того напала.
Шкурный вопрос  
Подобный конфликт работодателя и сотрудника — не редкость, особенно в сфере бытовых услуг. Рынок быстро растет, кадры в дефиците, в салонном бизнесе переманивание персонала стало обычным делом. Предприниматели, которые только заходят на парикмахерский рынок, признаются, что на подбор необходимого числа работников уходит не меньше года. Вот рядом со мной салон — им нужно 29 специалистов, а у них всего девять.

Специалистов приходится растить самостоятельно. Однако работодатели боятся вкладываться в образование персонала — слишком велик риск, что человек, окончивший курсы, уйдет к конкуренту. И в Екатеринбурге еще не было случая, чтобы работодатель смог взыскать сумму, вложенную в свой персонал, по закону. Причина — в неквалифицированном подходе руководителей, которые чаще всего рассчитывают на авось. Даже если обязанности сторон прописаны в договоре, руководители неохотно идут на судебные тяжбы, боясь волокиты. А ведь работодатель рассчитывает на этого человека, строит планы. И эти планы у него рушатся. Он несет материальные убытки. Уходящий к конкуренту сотрудник может сманить с собой еще кого-то, увести клиентов, да и просто дестабилизировать ситуацию в коллективе. В моем случае сотрудница настраивала коллектив на негативный лад, поэтому следовало создать некую показательную стрессовую ситуацию, чтобы вернуть людей в нужное русло.
Не давайте работнику повода  
Чтобы сотрудники не кидали работодателя, необходимо прежде всего делать бизнес прозрачным. Если посмотреть судебную практику подобных споров, выяснится, что суд всегда был на стороне работника. Почему? Не из-за симпатий к сотрудникам, а потому, что у работодателя всегда проблемы с документацией.
Сейчас мы подошли к такому рубежу отношений, что игру нужно вести по правилам. Ведь что происходит? В своих убытках виноват главным образом работодатель. Человек приходит устраиваться и не видит ни соцпакета, ни оплаты больничных, отпускные не выплачиваются, нередко и трудовой договор не заключен. О каком разбирательстве может идти речь, если человек работает неофициально? Работник понимает: затраты работодателя на обучение его ни к чему не обязывают.
В свое время, когда я учил парикмахеров сам, в трудовом договоре это не прописывалось, мастер мне ничего должен не был. Поэтому, наверное, сложилась мнение, что можно прийти к Мотчаному, выучиться и уйти просто так. Но когда стоимость вопроса несколько тысяч долларов, извините — подходы уже другие.
Так вот, у меня есть намерение подать в суд еще на нескольких бывших сотрудников. Теперь я уверен, что выиграю и остальные процессы.

МНЕНИЕ ЗА

Элеонора Расулова
генеральный директор телевизионной студии «Финансист»:
 
— Ситуация на кадровом рынке такова, что без дополнительного обучения нанятых сотрудников компаниям не обойтись, особенно в сфере малого бизнеса. Кто-то учит сам, кто-то обращается в образовательные структуры. Это, безусловно, инвестиции. Я учу человека, чтобы использовать полученные знания себе на пользу. Поэтому мне нужно, чтобы он работал у меня тот срок, когда вложения в него окупятся.

Человек всегда вправе уйти — его дело, но моя рентабельность не должна от этого страдать. Для меня сотрудник — это бизнес-проект. Если он уходит «не отбившись», я хочу вернуть потраченные средства. С какой стати мои деньги, вложенные в сотрудника, будет использовать кто-то другой, тем более конкурент? Это неправильно, поэтому судебная практика в отношении таких сотрудников, как та, о которой говорит г-н Мотчаный, просто необходима.

Чаще бывает, что работники обращаются в суд с исками к работодателю, и суд выносит решения в их пользу (в случаях неправомерных увольнений и пр.). Г-н Мотчаный в конкретном случае разговаривает со своей сотрудницей на языке бизнеса. И вполне предсказуемо, что ей этот язык непонятен: она — наемный работник. И конечно, ему не хочется, чтобы риск потери вложений возникал вновь.

У нас в компании для обучаемого работника составляется дополнительное соглашение к договору, где прописано, что если он увольняется в течение года после прохождения обучения, то обязан вернуть организации 100% суммы. Год — это срок окупаемости затрат на него. В таких случаях сумма удерживается из расчета работника автоматически — просто вычитается из последней выплаты.
 
МНЕНИЕ ПРОТИВ
 
Елена Скоринова
коммерческий директор кадрового агентства «Би Кей Консалтинг»:

— Вероятно, г-н Мотчаный нашел единственно верный способ решить задачу. Но не надо забывать, что прецедент — великая вещь ровно до того момента, пока его не выпустили в тираж.

Риски в бизнесе — не новость. Обучая персонал, мы вкладываем в конкурентоспособность и капитализацию своей компании. И несем риски, поскольку отважились делать бизнес.

Начав регулярно судиться с сотрудниками, работодатель закладывает мину замедленного действия под собственную конкурентоспособность: оправившись от испуга, работники начнут отказываться от предложений повысить квалификацию.

Своими же руками руководители разрушают и репутацию. Ведь не бывает, что работодатель — ангел, а работник — диверсант, годами изображавший добросовестного сотрудника, а затем в одночасье решивший уволиться. Если же диверсантов в компании обнаруживают регулярно и группами, вопрос уже точно не к диверсантам, а к ангелу — кто есть кто на самом деле? Лояльность не туман — за полчаса не рассеивается. Текучка кадров — зеркало репутации фирмы.

Как рекрутер могу сказать: ангелов нет. Ни среди работников, ни среди работодателей. Поэтому, стремясь к росту правового самосознания, давайте бережнее относиться к правовым прецедентам и помнить, что сегодня в моде симметричные ответы, а 70% российских компаний платят серую зарплату. Пока их работники не спешат доносить на своих работодателей.