Сложно ли организовать обучение ребенка дома, кому стоит задуматься о такой форме получения знаний и каковы плюсы и минусы семейного образования. ЛАЙФХАК на DK.RU
С каждым годом в России растет количество семей, в которых дети не посещают школу. За каждым таким «домашним» учащимся стоит своя история. Кто-то уходит из школы, столкнувшись с травлей одноклассников или учителей, кто-то прощается с партой из-за слабого здоровья, кто-то играючи справляется с программой и откровенно скучает на уроках. DK.RU решил разобраться, каким образом можно дать ребенку образование вне школьных стен.
Какая альтернатива ежедневным урокам есть у российских школьников?
Вообще, российский всеобуч довольно гибок. Профильный закон однозначно обязывает родителей или законных представителей обеспечить детям получение общего образования, но при этом позволяет выбирать разные формы обучения. Различные сочетания очного и заочного обучения подразумевают посещение школьных занятий; во время домашнего обучения, на которое детей переводят по рекомендации врачей, школьные педагоги приходят к ученику на дом.
Семейное же образование подразумевает, что всю ответственность за получение знаний берут на себя родители. Ребенка «открепляют» от школы и «прикрепляют» только на время промежуточных аттестаций.
Возможность распрощаться с обязательным посещением школьных занятий появилась еще в начале 90-х, но модным семейное образование стало в последние несколько лет. Во-первых, на это повлияло «закрепление» учеников за школами по прописке: если вы недовольны доставшейся школой или педагогом, что-то поменять сейчас практически нереально. Во-вторых, с каждым годом в городе становится все больше людей с опытом обучения детей в семье, а значит, брать на себя ответственность за этот непростой шаг стало проще. Правда, пока, по данным департамента образования Екатеринбурга, количество таких «семейников» измеряется сотнями, но их число с каждым годом растет.
Почему школьники и их родители выбирают семейную форму образования?
Сколько «семейников» — столько и историй. О своем опыте DK.RU рассказали Ольга Белоус (Молчанова), один из организаторов и руководителей клуба «Открытая школа» в Екатеринбурге, и Елена Каштанова — совладелица семейного бизнеса.
Елена Каштанова воспитывает троих детей. К выбору семейного образования ее подтолкнул старший сын, который, поступив после девятого класса в СУНЦ, внезапно забрал документы и оставшиеся два года окончил экстерном дома. Средний сын Елены учится в 7 классе, младшая дочь — в четвертом.
Елена Каштанова:
Когда я приняла решение обучать младших детей дома, передо мной стояла основная задача — научить их учиться. Я не учительница, и не буду сидеть с ними целые дни, выдавая им задания и контролируя их выполнение. Мы с мужем готовим для них учебные планы на год — куда более обширные, чем в школе. Например, моя дочь в четвертом классе слушает уроки по биологии за шестой — и ей понятно и интересно. План мы составляем исходя из психологических особенностей детей в разном возрасте. Например, понятно, что сыну в его 12-13 лет будет интересно получить больше знаний по истории, изучать языки, он открыт к этому — и мы учитываем это в плане. Иногда мы используем метод «погружения» — например, всю неделю занимаемся только математикой или только литературой.
У моих детей нет каникул, а занятия длятся по 30 минут. И я обязательно слежу за тем, чтобы у них оставалось время на какие-то свои дела, чтобы они занимались вещами, к которым чувствуют призвание. Не тем, что им интересно — давайте будем честными, детям интересны мультики — а тем, к чему у них открыто сердце. Дети ходят в художественную и музыкальную школы, глиняную мастерскую и много путешествуют с нами. Мы с мужем занимаемся собственным бизнесом и наша работа предполагает частые разъезды. Естественно, в поездках дети не учатся, а знакомятся с новыми городами и странами, расширяя кругозор.
Обязательно нужно в первый год перехода на семейное образование уделить максимум времени организации процесса. Нужно задать ребенку границы и рамки, чтобы он не превратился в лентяя и засоню, нужно научиться сочетать учебные занятия, развлечения и дела по дому. Для себя же стоит прописать план развития ребенка — к чему вы вместе стремитесь, что вы хотите получить в конце учебного года и в результате всего образовательного процесса. Кстати, такой план неплохо было бы составлять всем родителям, вне зависимости от того, ходит ли их ребенок в школу или нет.
Три года назад мы с мужем основали клуб «Крылья», в котором проводим встречи для взрослых и детей, и там, помимо прочего, мы тоже ищем дополнительные смыслы для семейного образования.
Сын и дочь Ольги тоже обучались дома. Более того, Ольга Белоус и ее подруга Анна Шерстобитова организовали клуб «Открытая школа», где собрали единомышленников, выбирающих для детей семейную форму образования. За четыре года количество детей, приходящих на занятия в «Открытую школу», увеличилось в несколько раз.
Ольга Белоус:
Моей Насте тяжело было в школе психологически — и я забрала ее на семейное обучение. Через полтора года стало понятно, что Насте дома учиться скучно. Так появился наш проект «Открытая школа». Какие-то уроки в нашей школе ведут родители, для каких-то мы нанимаем специалистов. Часть образовательного процесса приходится на самостоятельное обучение.
Наше с Анной Шерстобитовой желание заключалось в том, чтобы собрать на одной площадке людей, у которых нашим детям будет интересно учиться. Мы избавились от лишней нагрузки, которая есть в школе — например, исключили уроки музыки, физкультуры, ОБЖ. Зачем ребенку физкультура (которую он ненавидит!), если он с детского сада занимается профессионально в спортивной секции? Или — зачем нужны уроки музыки, на которых еще никого никогда не научили петь? Логичнее записаться в кружок вокала или взять абонемент в филармонию — толку будет больше, а ребенок будет менее загружен.
Зато у нас есть предмет «мышление и текст», на котором школьники учатся анализировать чужой текст и излагать собственные мысли, есть предмет «учусь учиться», на котором дети в том числе разбираются, в какой форме им удобнее всего получать знания. Например, почему считается, что книги надо только читать? Грамотность от этого повышается далеко не у всех, а многим куда проще воспринимать информацию на слух.
В нашей «школе» мы прививаем детям прежде всего навыки самоорганизации и самообразования. Безусловно, все предметы, необходимые для аттестации, даются в необходимом объеме, но в остальном каждый ребенок занимается тем, что ему ближе. Если у него обнаружилась склонность к математике — есть возможность изучать ее углубленно, если его привлекает искусство — он занимается рисованием, вокалом, театром. Сейчас наша задача — сформировать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию — план, по которому он будет учиться, развиваться, получать навыки и знания.
Сложно ли перейти на семейную форму образования?
Официально — нет. Любая школа обязана в любой момент предоставить ученику и его родителям такую возможность.
Правда, не все школы очень охотно идут навстречу таким индивидуалистам.
Большинство екатеринбургских школ спокойно относится к желающим перейти на семейную форму образования — привыкли, выработали механизмы. С начальной школой проблем практически не возникает, а вот со средним звеном — сложнее. Для того чтобы аттестовать ребенка, нужно написать программу аттестации, провести консультации для ребенка и родителей. Предметов много, под сдачу каждого отводится отдельный день, на все требуется 1,5 месяца, и для школы — особенно если там много детей — это довольно серьезная нагрузка, не все готовы на нее пойти, — рассказывает Ольга Белоус.
Кроме того, если родители не справятся с организацией семейного образования, они могут в любой момент снова отвести ребенка в школу, а это — тоже дополнительная нагрузка для руководства учебного заведения.
Для того чтобы пройти промежуточную аттестацию, необязательно договариваться со школой «по месту прописки». Аттестацию можно сдавать дистанционно. На сегодняшний день многие частные школы проводят такую аттестацию.
Обойдется ли семейное образование дороже школьного?
Зависит от того, как организовать учебный процесс. Если родители готовы все делать самостоятельно и только за счет бесплатных ресурсов, это не будет стоить ничего, кроме потраченного на поиски и структурирование огромного объема информации времени. Если они к этому не готовы, придется рассчитывать траты.
Хорошее образование не может стоить дешево, и родители должны изначально просчитать, хватит ли у них ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение учебного процесса. Дешевле всего, конечно, учить ребенка самостоятельно. Но многие ли на это способны? А любой платный онлайн-ресурс, репетитор, дополнительные занятия, занятия в школах семейного образования складываются в довольно весомую сумму, — рассказывает Ольга Белоус.
Правда, как отмечает Елена Каштанова, стоит учитывать, что семейное образование исключает традиционные школьные расходы.
В школу надо покупать цветы, сдавать деньги на ремонт класса, подарок учительнице, бесконечные фотографии и выпускные после каждого года обучения. Кстати, родители, выбравшие для своих детей семейную форму образования, имеют право на получение компенсации за обучение, которая в Свердловской области составляет 6 тыс. руб. Правда, для этого нужно заключать договоры с педагогами, предоставлять все чеки на покупку учебников и т.д. — довольно сложно, но теоретически возможно, — объясняет она.
А что же социализация? Не вырастут ли дети в таких «тепличных» условиях неспособными для жизни в реальном обществе?
Эксперты утверждают, что социализации детям хватает: они общаются в кружках, в обучающих клубах, в путешествиях.
Да, вопрос про социализацию — первый, который задают тебе друзья и родственники, когда ты решил не отдавать ребенка в школу. Но что мы понимаем под социализацией? Если это умение человека жить и трудиться в социуме, то почему этому должна учить именно школа? В школе ребенок зачастую просто учится реагировать на неадекватных одноклассников и учителей. Но при чем тут социализация? — говорит Елена Кашатанова.
Ольга Белоус объясняет, что школа не столько «закаляет» ребенка в плане общения, сколько становится для многих источником комплексов и психологических проблем. «Мы создаем для ребенка комфортную среду, показываем, что он может выбирать, с кем ему общаться, а с кем — нет, даем большую свободу выбора и маневра, и это не тепличные условия, это просто обеспечение психологического комфорта. Например, в школе может подобраться хороший класс: интересный и увлеченный классный руководитель, адекватные умные дети, всем в нем хорошо. Так может, предложим его расформировать, чтобы детям не создавать «слишком тепличных условий»? А что касается общения, то, безусловно, дети, занимающиеся вне школы, обладающие большим количеством свободного времени, могут позволить себе больше и чаще общаться со сверстниками», — уверена Ольга Белоус.
Всем ли подходит семейное образование?
Абсолютно точно — нет, и если ребенок не жалуется на школьную жизнь, нормально развивается и успешно получает знания, выдергивать его из учебного заведения, следуя моде, не стоит. А прежде чем принять такое решение родителям советуют как следует подумать и прикинуть, хватит ли ресурсов — финансовых, временных, эмоциональных — на реализацию этого длительного проекта.
У детей, получающих знания вне школы, куда больше времени и энергии — они не так устают, не занимаются бесполезными делами. Естественно, их надо чем-то занимать, как-то организовывать досуг, и это ложится на плечи родителей. Я видела ситуации, когда родители без особой необходимости забирали детей из школы, а потом через некоторое время осознавали, что «не тянут» и отдавали их обратно. Естественно, это — серьезный стресс для школьника. Поэтому если вы решили, что ребенку стоит обучаться дома, посоветуйтесь с теми, у кого есть опыт, сходите к психологу, прикиньте, насколько вы к этому готовы и не идите на поводу у моды, — советует Ольга Белоус.
«Не все смогут забрать ребенка из школы, да это и далеко не всегда требуется, — отмечает Елена Каштанова. — Мне часто говорят: «Вам хорошо, у вас бизнес, ты можешь сидеть дома с детьми и заниматься ими». Да, это осознанный выбор, не каждый готов на этот шаг. Но в любом случае надо помнить: какую бы форму образования для детей вы ни выбрали, воспитывать ребенка в любом случае должны вы сами. Марья Ивановна может отвечать за то, чтобы ваш ребенок выучил таблицу умножения. Но за то, чтобы он не вырос подлецом, отвечаете только вы».