Средний бизнес на Урале приспособился к трудным временам: за два года оптимизма у собственников сильно поубавилось, но оставлять дело они не планируют. Претензии к власти у предпринимателей прежние.
Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU
Свердловский средний бизнес отвык от значительного роста — такие выводы можно сделать из исследования «Делового квартала» и Райффайзенбанка, которое было проведено, чтобы выяснить, насколько совпадают интересы бизнеса и власти. Это исследование проводится уже третий год и позволяет выявить ключевые тенденции в самочувствии среднего бизнеса и его взаимоотношениях с чиновниками. Предваряя результаты, стоит отметить их диаметральную противоположность: по одним показателям произошли кардинальные изменения, по другим — остались на прежнем уровне.
Не ждут перемен к лучшему
Собственники среднего бизнеса стали еще пессимистичнее. Если два года назад владельцы компаний отличались оптимизмом, то в прошлом году настроения предпринимателей ухудшились. Сейчас данные опроса показывают, что скорого восстановления почти никто не ждет: большинство ожидают, что состояние их бизнеса изменится незначительно в лучшую или худшую сторону.
Владельцы большинства компаний нацелены на поддержание объема бизнеса, а не на его наращивание. Если год назад соотношение тех и других было практически 1:1, то теперь рост показателей ставят в приоритет только 40% собственников. Остальные, согласно опросу, намереваются сохранить существующие результаты. Сокращать бизнес никто из респондентов не планирует — только продавать или закрывать. Таких, впрочем, единицы.
Неопытных предпринимателей становится меньше. Год назад 6,9% опрошенных имели личный бизнес-опыт от 1 до 3 лет, а 55,8% — от 3 до 10 лет. Поразительно, что сейчас менее 5% респондентов указали, что занимаются своим делом менее 10 лет. Преобладают в среднем бизнесе предприниматели с опытом работы 10-20 лет. Стало больше и «зубров», занимающихся бизнесом более 20 лет — 14,82% опрошенных.
Число владельцев компаний, ощутивших позитивную и негативную динамику своего бизнеса, за год практически сравнялось. При этом первых все-таки немного больше: 11,7% собственников отметили значительное улучшение динамики их компаний. Еще 36,4% респондентов также увидели изменения в лучшую сторону, но незначительные. Никаких перемен не заметили 7,8% опрошенных. При этом доля предпринимателей с негативными оценками растет: 38,9% ответили, что их положение «несколько ухудшилось», и 5,2% — что «значительно ухудшилось». Напомним, в 2014 г. почти 20% респондентов отметили, что экономика их предприятий серьезно улучшилась, 43,2% — что позитивные перемены были несущественными, и 29,4% — что ни плохих, ни хороших изменений не было. «Несколько хуже» в 2014 г. себя почувствовали лишь 7,8% опрошенных, а по-настоящему недовольных не было вовсе.
Пессимизм предпринимателей относительно будущего усиливается. Роста ждут немногим более трети предпринимателей (38,3%), еще почти столько же ожидают, что динамика не изменится (34,6%). А вот количество пессимистов, опасающихся падения, увеличилось более чем вдвое (22,2%). По 2,5% бизнесменов ожидают существенных изменений в лучшую или худшую сторону. Для сравнения: в 2014 г. почти половина собственников рассчитывали, что состояние дел их компании улучшится, 36,3% — что оно не изменится, а резкого ухудшения не ждал никто. В прошлом году 51% рассчитывали на некоторое улучшение дел, 37% — не ожидали перемен, а скептиков насчитывалось 10%.
Большинство предпринимателей почти не инвестируют в бизнес, но те, кто делает это, предпочитают вкладываться прежде всего в расширение производства. Некоторые респонденты указали, что собираются инвестировать в кадры, рекламу и продвижение, а также покупку других бизнесов. Модернизировать производство и покупать недвижимость собираются единицы.
Предприниматель в сфере машиностроения Сергей Цурпал говорит, что самочувствие самого бизнеса за последние 2-3 года значительно ухудшилось. Контракты стали чаще переходить государственным предприятиям, а претензии к власти становятся более общими — например, в части налогов.
«В целом, по-моему, сейчас существует перепроизводство. И в условиях кризиса оно усугубляется. Ресурсы, которыми обладают предприятия, и продукция, которую они могут производить, в таких количествах никому не нужны. Дефицит как таковой отсутствует, он есть только в некоторой высокотехнологичной продукции. Чтобы выжить и развиваться в последующие периоды, предприятия вынуждены сокращать персонал и закрывать часть производств», — считает г-н Цурпал.
Правила игры
Что нужно компаниям от власти? «Чтобы не мешали», — лаконично отвечает один из уральских оптовых ритейлеров. Еще одна необходимая мера — равные правила игры для всех. Михаил Смоляков, генеральный директор пищевого комбината «Хороший вкус», считает, что сейчас одна из главных проблем — недобросовестная конкуренция.
«Моя жизненная позиция — как в футболе: есть правила, по которым работаешь. Нарушил — желтая карточка, сильно нарушил — красная. Мы стараемся карточки не получать и работать по тем законам, которые есть. Обсуждать, нравится закон или нет, смысла нет, его надо выполнять. Мешают не законы, а тот факт, что не все живут в такой позиции. Те, кто добровольно выполняет законы, должны находиться в одинаковых условиях с теми, кто всячески их обходит. Тогда будет понятно, что приоритетом будет наилучшая организация производственного процесса, внедрение технологий, — это будет давать дивиденды», — полагает г-н Смоляков.
Согласно опросу, количество проверок по сравнению с прошлым годом сократилось. Если за 2014 г. на каждого предпринимателя приходилось в среднем по 4 проверки, то в прошлом году — 3,28 проверки. Однако показатель весьма неоднороден: к одним бизнесменам представители надзорных органов не приходили вовсе, а другие насчитали до 20 проверок. Сергей Цурпал согласен, что за последние годы контролирующие органы снизили требования и количество проверок.
«5-7 лет назад правительственные структуры уделяли больше внимания процессу работы и результату деятельности предприятия. Сейчас требования общие: предприятие работает, платит зарплату — и хорошо. Приоритеты сместились в сторону социальных вопросов. В какой-то ситуации это может быть хорошо, в какой-то — без разницы».
Дайте денег и каникул
Согласно результатам опроса, лишь 2,5% собственников средних компаний являются членами отраслевых и межотраслевых союзов и бизнес-объединений. Не спешат предприниматели и просить помощи у государства: 77,8% не обращались в региональные и муниципальные фонды поддержки бизнеса. Те, кто все-таки прибегал к этому инструменту, в основном просили финансовой помощи, содействия в поиске заказчиков и оформлении документов. 72,6% респондентов сочли обращение в фонды поддержки бесполезным.
От власти среднему бизнесу нужны прежде всего налоговые каникулы для новых производств и прямая финансовая поддержка. Востребованными оказались встречи с малыми и крупными предприятиями, а также снижение фискальной и административной нагрузки. Отдельные респонденты, впрочем, указали, что им хватает всего.
Примечательно, что в рейтинге ресурсов для развития бизнеса наименее доступными средний бизнес назвал зарубежные рынки, контракты крупных компаний, а также работу по госзаказу и с госмонополиями. Из опрошенных лишь 30,1% участвовали в выполнении госконтрактов. Их участники основными трудностями называют большой объем бумажной работы и необходимость предоставлять обеспечение. Предприниматели, не имеющие опыта работы по госзаказу, зачастую не видят в нем необходимости или не могут предложить свою продукцию и услуги по указанным видам контрактов.
Система поддержки нуждается в ревизии
Стоит отметить, что 14 сентября Корпорация развития Среднего Урала представила результаты оценки делового климата региона иностранными компаниями, работающими в области. По данным КРСУ, 35% респондентов оценили качество взаимодействия с региональными властями на 4 балла, поровну, по 24%, поставили «двойки» и «пятерки», и еще 17% — «тройку». Вкладывать в регион и дальше твердо намерены 28% иностранных инвесторов. Еще столько же рассматривают такую возможность и планируют расширяться в рамках существующего формата. 16% нерезидентов инвестировать больше не собираются.
Почти половина иностранных компаний не пользуются господдержкой. Десятой части из тех, кто прибегал к ней, помогли подключение к инфраструктуре и субсидии из областного бюджета. Еще 15% воспользовались льготами по налогам и сборам.
Система мер поддержки предприятий крайне сложна, признает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин:
«Инструменты по методологии и распределению настолько мелки, что это не очень понятно даже нам самим. Сейчас нужно провести ревизию того, что мы создавали многие годы, и сделать систему понятной и прозрачной».
56% ответили, что у них появились новые возможности для экспорта в последнее время. 44% такой возможности не увидели. Для выхода на зарубежные рынки требуется помощь в работе с таможенными органами и содействие по выводу продукции, поясняет представитель СП с иностранным капиталом.
Среди сильных сторон Свердловской области иностранцы называют доступность сырья, возможность для кооперации и доступность рынков сбыта. Хуже дело обстоит с трудовыми ресурсами и налогами. «Налогообложение крайне сложное», — сетуют респонденты.
Существующие инструменты поддержки инвесторов действительно интересны и местным, и иностранным компаниям, говорит Александр Иванов, директор екатеринбургского Завода радиоаппаратуры, на площадке которого совместно с японской компанией Sumitomo в 2014 г. было создано СП по производству автокомпонентов— Ural Wiring Systems. Однако меры поддержки не всегда применимы либо по условиям субсидирования, либо по внутренним причинам инвесторов.
«Правительство Свердловской области предлагало нам различные варианты (площадок), но они, к сожалению, не совсем нам подошли по территориальному признаку. Допустим, в «Титановой долине» нам свое производство не разместить из-за специфики и необходимости увеличивать количество персонала: предполагалось 800 рабочих мест, а работой в основном занимаются женщины. Субсидирование и поддержку тоже предлагали, но, как правило, компенсация используется для российских банков, а у нас вторая сторона привлекала иностранный банк», — объясняет г-н Иванов.
Впрочем, многие инвесторы все же пользуются предлагаемыми мерами поддержки, и за последние 5-6 лет региональное правительство в этом плане серьезно продвинулось, признает он.
Связь односторонняя
Хотя позиционируется, что политика власти нацелена на поддержание малого и среднего бизнеса, на деле реальной помощи ждать не приходится, говорит Татьяна Ермохина, коммерческий директор компании «Уралтехпромсервис»:
«Мы собираем и подаем пакеты документов в Областной фонд поддержки предпринимательства, но никакой поддержки в виде реальной финансовой помощи не получаем. Ситуация такова, что выходит односторонняя связь, где бизнес готов пойти на диалог, выстроить с властью прочные, надежные отношения, но, к сожалению, ответа нет».
Едва ли не единственный способ поддержки властью бизнеса в регионе — встречи и консультации, которые организуют Уральская торгово-промышленная палата и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, уточняет г-жа Ермохина:
«Советы финансовых аналитиков, бизнесменов нам куда необходимее и нужнее, нежели политиков, чьи первоочередные задачи заключаются в другом и разнятся с нашими. Сейчас наш рынок весьма уязвим. Мы работаем с крупными компаниями, в частности с металлургами. Они продают свою продукцию нефтяникам, а у тех сейчас нет денег, они берут продукт в долг. Металлурги, в свою очередь, не платят нам, малому и среднему бизнесу. В итоге ситуация похожа на такое популярное сейчас выражение: «Денег нет, но вы там держитесь».
Post Scriptum
В июле на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге среди участников Финансово-промышленного форума проводился опрос на тему востребованных финансовых инструментов, взаимодействия с банками, а также уверенности предпринимателей в своих проектах. Все три пункта можно охарактеризовать с помощью нескольких графиков.
Самые востребованные возможности и финансовые инструменты для устойчивых средних промышленных производств в России:
Срез мнений по взаимодействию предприятий и банков:
Срез мнений руководителей устойчивых средних и крупных промышленных производств — оперативная оценка предпринимательской уверенности:
Источник: опрос участников Финансово-промышленного Форума на ИННОПРОМ-2016
Методика исследования
Мониторинг среднего бизнеса — совместный проект «Делового квартала» и Райффайзенбанка, осуществляется с 2014 г. при поддержке правительства Свердловской области. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.
В 2016 г. исследование проводится в третий раз.
Сроки и выборка исследования
Мониторинг проходил с 25 июля по 25 августа 2016 г., участие в исследовании принял 81 руководитель и собственник компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой консолидированной выручкой от 450 млн руб. до 5 млрд руб.
Как проходил мониторинг
Параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса разработаны «Деловым кварталом» совместно с Министерством экономики Свердловской области в 2014 г. В 2014, 2015 и 2016 гг. специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка провели добровольное анкетирование своих клиентов по заданной выборке — руководителей и собственников средних предприятий.
Результаты исследования
Конечной целью мониторинга является разработка в 2016-2017 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет направлен в правительство области, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также отраслевым союзам.