В одной из своих речей Стив Джобс сказал: «Делай, что любишь. Люби то, что делаешь». Сейчас появилось много последователей этой философии, несмотря на то, что ее суть является, скорее, демотивирующей.
Мия Токумицу (Miya Tokumitsu), доктор искусствоведения из Университета Пенсильвании, задумалась о настоящем значении фразы «Делай, что любишь, и люби то, что делаешь», которая в последнее время стала очень популярной среди представителей самых разных профессий. Свои выводы она оформила в виде статьи.
— «Делай, что любишь. Люби то, что делаешь». Подобные высказывания распространяются в соцсетях с огромной скоростью. Можно с уверенностью сказать, что эти слова — кредо работников нашего времени. Но главная проблема здесь в том, что это обесценивает настоящий труд и «обесчеловечивает» огромное количество простых рабочих.
На первый взгляд, это отличный мотивирующий совет, который заставляет нас найти что-то, что мы действительно любим, чтобы начать зарабатывать на этом. Но почему мы обязательно должны извлекать выгоду из удовольствия? И к кому вообще обращен этот афоризм?
Если верить этому высказыванию, получается, что работа — это не то, что вы делаете за деньги, а акт любви. И если вы не получаете прибыли, это значит, что вы были недостаточно настойчивыми и не чувствовали большой страсти. Это заставляет работников думать, что их труд ценен уже сам по себе, а не диктуется нуждами рынка.
Так, труд разделяется на два противоположных вида: один — приятный (творческий, интеллектуальный, социально престижный) и другой — монотонный, неинтеллектуальный, ничем не примечательный.
Находящиеся в первом «лагере» имеют большие привилегии в плане здоровья, социального статуса, образования, свободны от расовых предрассудков общества и могут влиять на политику, хотя они — меньшая часть работоспособного населения.
Для второй стороны это совсем другая история. В кредо «делай, что любишь» нет места труду, который выходит за эти рамки и требует чего-то большего, чем просто любовь (кстати, это и есть настоящий труд).
Игнорируя большую часть работы и относя остальное к любви, «делай, что любишь», возможно, становится самой изящной антирабочей идеологией. Потому что как рабочие могут защищать свои интересы, если понятия «труда» вообще не существует?
«Делай, что любишь» скрывает тот факт, что возможность выбирать работу по душе — это большая удача и привилегия определенного социально-экономического класса. Если мы считаем, что работа предпринимателя в Кремниевой долине или модного журналиста позволяет нам быть честными с собой, то скажите, что мы думаем о надеждах и жизнях тех, кто, например, убирает номера в отелях? Ответ: ничего.
По иронии судьбы, «делай, что любишь» позволяет эксплуатировать работников: регулярные переработки, низкие зарплаты или вовсе неоплачиваемый труд — это новая норма.
Репортеры должны выполнять работу за уволенных фотографов, от журналистов ждут, что они будут писать в соцсети по выходным, многие работники должны проверять свою рабочую почту и отвечать на звонки даже на больничном. Ничто не делает эксплуатацию такой простой как осознание работников, что они делают то, что действительно любят. И все это во имя любви.
Вместо того, чтобы организовать сообщество самореализовавшихся, счастливых работников, наша эра «Делай, что любишь» создает профессоров с маленькой ставкой и стажеров без зарплаты.
Людей убеждают работать за низкую плату или бесплатно, к тому же, с ущербом для здоровья. Это касается всех тех студентов, которые работают за оценки в зачетке или стажеров, готовых за бесплатно работать сутками в компании, в которую они очень хотят попасть.
Делай, что любишь, и тебе не придется работать ни дня в этой жизни. Перед тем, как вы отдадитесь во власть этого приятного обещания, лучше взгляните критически: «Кому конкретно выгодно то, что я не воспринимаю работу как труд?» или «почему я не должен думать, что я работаю, хотя на самом деле я тружусь?». Так что «делай, что любишь» — идеальное идеологическое орудие капитализма, призванное скрывать эксплуатацию, которая его питает.
Если бы мы воспринимали всю нашу работу как труд, мы бы могли установить жесткие рамки, требовать соответствующую оплату и щадящее расписание, которое бы оставляло нам время на отдых и семью.
И если бы мы смогли это сделать, многие из нас получили бы возможность заняться тем, что им действительно интересно.