Меню

«Не надо нанимать зарубежных программистов. В России сильнейшие айтишники», — МНЕНИЕ

Основатель Mail.ru Дмитрий Гришин рассказал о том, с чего начиналась его компания, почему работать в госструктурах невыгодно, и как тащил пианино по Арбату.

Беседу с основателем Mail.ru Дмитрием Гришиным провел Олег Тиньков* в рамках передачи «Бизнес-секреты 2.0».

О себе

— Из детства два больших воспоминания. Первое — я учусь в секции по дзюдо, полезная вещь в Саратове. Не знаю, как сейчас, но раньше по вечерам в Заводской район лучше было не ездить.

Второе — появление компьютеров. У меня родители инженеры, поэтому у меня одним из первых появился компьютер. Были такие компьютеры Синклер и БК-1001, и они поменяли мою историю. Я начал программировать с 5−6 класса.

Еще мне нравилась математика, поэтому поступил в физико-математическую гимназию. Потом уехал учиться в Бауманку, это был 95 год. На пятом курсе работал уже на четырех одновременно. Быстро программировал, поэтому много успевал, получалось весело. При этом я все-таки попал в конторы околосовковые. Застал, когда «Гидропроект» проектировал гидроэлектростанции, и мы писали софт для проектирования станций.

Пока я работал в окологосударственных компаниях, понял, что можно программировать за доллары, и что я там самый умный. Все радовались, что я работаю, и давали все больше задач.

Первые деньги в Москве заработал, когда пианино тащил. Шел чувак по общаге и кричал: «Эй, ребята, кто хочет подработать за 100 рублей?». Я не помню точную сумму, но помню, как вчетвером или впятером тащим пианино по Арбату.

О старте в Mail.ru

— Я работал и учился. Где-то на пятом курсе друг из общаги говорит: «Слушай, есть компания, только организовалась, ей нужны айтишники, приходи». Компания называлась Netbridge.

И только компания начала развиваться, грянул американский кризис доткомов. Пытались придумать, что делать, потому что все закрывались. В какой-то момент решили, что выживать лучше сообща, поэтому объединились с Port.ru. Его делали несколько ребят, среди них Женя Голанд. У них было, кажется, проектов двадцать: Torg.ru, Mail.ru, News.ru — очень много проектов. Делали каждый проект понемножку.

После объединения Netbridge и Port.ru осталось тридцать человек. Хотя до объединения в каждой работало по 200 человек. В этот момент мне сказали: «Слушай, есть вот груда всего, хочешь этим заняться?». Я был молодой парень, глаза горят, все интересно.

Начал заниматься компанией в 2001 году. И тогда же в мой день рождения — 15 октября 2001 года — мы выбрали направление, которое росло быстрее, — Мэйл.ру. Денег сайт не зарабатывал, но юзеров было больше всего.

Времена были тяжелые, думали, кому всё это поручить, чтобы было интересно. Мне было интересно и я начал заниматься.

Переломный момент

— Переломная точка — это 2003 год, когда пошли первые деньги. Я был очень глупенький, молодой и не знал, что такое акции, опционы. Постепенно узнавал, как это готовят. В 2004 году начался экстремальный рост: появились новые вертикали и новые проекты.

Для меня это была школа понимания: каждая копейка продлевает жизнь, и никто тебе не поможет. Может быть, я был чуть более консервативен и аккуратнее, чем надо, но с тех пор заложилась культура, что надо три раза подумать, прежде чем тратить деньги.

Чтобы расти дальше, мы придумали революционный подход для интернета: деньги зарабатывать не только на банерах, но и за счет платы от юзеров. Мы жили при тотальном пиратстве, когда идея покупки отвергалась на корню. Поэтому было два пути: либо ты перестанешь работать в индустрии, либо придумаешь что-нибудь эдакое. Мы не сговаривались, но у нас и китайцев появилась одинакова модель: отдадим юзерам всё бесплатно, а потом что-нибудь придумаем.

О выученных уроках

— Айти-бизнес не стоит на месте, нужно постоянно искать что-то новое и двигаться. И это очень беспокойный бизнес. Ты постоянно в тревоге — надо делать новое, бежать, развиваться. Это умение находить новые направления — это очень сложно. Чем больше становится компания, тем тяжелее искать. Особенно, когда у тебя большой продукт.

Как-то я принял решение, за которое меня много критиковали: я разделил единый маркетинг, продукты, продажи на бизнес-юниты и дал им большую свободу. Это единственный способ развиваться и конкурировать. Вижу, что потихоньку Фейсбук и Гугл делают тоже самое.

О российских кадрах и действительности

— Я искренне верю, что в России сильные айтишники, и ни в коем случае не надо нанимать программистов за границей. Это глупо, их там не удержать. Нашим программистам надо предлагать выходить на зарубежные рынки — это амбициозная, очень сложная задача, поэтому работаем аккуратно. Мы уже начали зарабатывать на игрушках в Америке.

Кстати, в Америке сотовая связь и банковские услуги отстали от России на пять лет. Мобильная связь в паре мест не ловит, я в Халф-Мун-Бэй пришел, это недалеко от Силиконовой долины, мобильник не ловит. Там до сих пор чеки используют. В технологическом плане мы — инновационная страна.

О деньгах

— Я накопил много опыта, и мне хотелось делать самое интересное. Поэтому решил, что буду выбирать конкретные интересные компании, а не области для инвестирования.

Многие говорят, что они либо инвесторы, либо предприниматели. Для меня инвестиционный опыт полезен и для бизнеса. Чем больше инвестируешь, смотришь на разные бизнесы, тем больше учишься.

Заметил интересную вещь: если постоянно управляешь бизнесом, у тебя огромное преимущество, потому что ты его хорошо понимаешь. С 2001 года по 2010 год я из офиса не выходил, сидел и фигачил. И это очень здорово, потому что ты сфокусирован и разбираешься в деталях.

О выживаемости компаний

— Выживаемость компании — это не продукты, а ДНК, которую она создала. У айти-компаний два важные задачи: постоянно что-то покупать и запускать новое. И если эта ДНК есть, компания выживет.

Microsoft должен был купить Facebook и Google, но не купил. Это огромнейшая ошибка. Во главе Фейсбука и Гугла люди, которые совсем недавно выросли; они помнят, что выросли из ничего, и у них высокий уровень паранойи. Пока это есть, они культивируют идею запуска новых проектов.

О саморазвитии

— Советую маниакально учиться. Это звучит как стандартный лозунг, но я трачу половину времени на изучение новых бизнес-моделей и тенденций. Главное — реально в них разобраться. В прошлом году поехал в Стенфорд набираться идей.

Если ты не можешь назвать топ-5 стартапов в мире из своей сферы, у тебя что-то не так. Может быть, они фейковые, но ты должен о них знать и понимать их.

О будущем, которое не за горами

— Учите технологии и разбирайтесь в них. Если уже программируете — молодцы, если нет — начинайте изучать. Программирование не будет отдельной профессией, это будет то, чем должны обладать все профессии.

Учите английский язык, не для того, чтобы убегать из страны, а чтобы понимать, что происходит в мире.

Выбирайте компанию для работы. Если ты хочешь стать конкурентоспособным, лучше идти в бизнес, а не в госкомпании. Технологии, технологии и учиться, и учиться.

* - выполняет функции иностранного агента