Меню

«Не надо пиариться за наш счет». Ответ директора Ирбитского молокозавода Юрию Окуневу

Иллюстрация: пресс-служба Ирбитского молочного завода

«Все переработчики молока в регионе играют по одним правилам». Сергей Суетин — о конкуренции на рынке переработчиков молока, падении спроса на молочную продукцию и сложностях работы с ритейлерами.

Не так давно на DK.RU вышло интервью с владельцем «Талицкого молочного завода» Юрием Окуневым, в котором он говорил, что государственные и частные предприятия играют по разным правилам. В том числе речь шла об Ирбитском молочном заводе, которое на 100% принадлежит правительству Свердловской области и поэтому имеет некоторые преимущества по сравнению с частниками. Директор ирбитского предприятия Сергей Суетин не согласился с тезисами коллеги. В интервью DK.RU он объяснил, почему. 

Вы остро отреагировали на слова Юрия Окунева о том, что государственные предприятия получают субсидии и прочую поддержку от государства, а частные — нет. С чем вы не согласны? 

— Я бы мог пропустить данную статью, не обращать внимания, но по принципиальным моментам не могу этого сделать, так как считаю, что если уж строить бизнес по-порядочному, то надо это делать не за счет других, и если кто-то хочет пропиариться, то уж точно не за счет Ирбитского молочного завода.

Я однозначно могу сказать, что мы с Талицким молочным заводом находимся в одинаковых условиях, более того, все переработчики молока в регионе играют по одним правилам. Никаких преференций ни один молокозавод не имеет. 

В одном из ответов Юрий Валерьевич сказал об Ирбитском молзаводе: «…у государственных предприятий проблем нет. Если им нужны деньги, они получают субсидии и строят…». Так вот, наш завод никаких субсидий на строительство не получал и не получает, а инвестиции поступают из собственных и заемных средств. При этом заемные средства мы берем в банках на коммерческих условиях.

Князев Андрей Викторович
начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области
— Ирбитский молочный завод является 100% государственным предприятием и принадлежит правительству Свердловской области. При этом это самостоятельно хозяйствующий субъект, который работает на таких же коммерческих условиях, как и другие предприятия области. Все перерабатывающие предприятия Свердловской области на равных участвуют в конкурсах для получения банковских кредитов, все они имеют право подавать заявки на конкурсы поставки оборудования. Преференций ни у кого никаких нет.

 

 

Что касается краткосрочного финансирования (льготы по этому виду кредитов относятся ко всем переработчикам, в том числе и к Талицкому молочному заводу), наше предприятие прибегает к нему для закупа молока — сырья для производства сливочного масла, сыров и сухих молочных продуктов. Мы готовы поделиться с Юрием Окуневым этим опытом, и открыты к диалогу.

В том интервью была высказана еще одна интересная мысль: бизнес не должен быть государственным, и все предприятия с госучастием нужно передать в частные руки. Как вы это прокомментируете? 

— Здесь очень тонкая грань. Особенность Свердловской области в том, что у нас есть государственный молокозавод, крупнейший в регионе. Остальные предприятия переработки молока вынуждены в какой-то мере учитывать поведение Ирбитского молочного завода на рынке. Это даже неплохо, т.к. позволяет гарантировать стабильность цен как для производителей, так и для потребителей.

Какова в целом конкурентная среда на рынке переработчиков молока в Свердловской области? Как влияют федеральные игроки на местных?

— С мнением Юрия Валерьевича Окунева, что мы одержали победу над федеральными игроками, я в корне не согласен. Сейчас федеральных игроков нет, есть транснациональные компании в лице «Данона», «Лакталиса», «Пепси». Говорить о том, что мы в регионе победили в борьбе за рынок — смешно. Другое дело, что сегодня в Свердловской области произошла определенная перегруппировка сил этих крупных игроков, они несколько сбавили темпы производства, но думаю, что скоро они вновь начнут работать на прежнем уровне. А нам нужно считаться с ними и учитывать, что они есть на рынке. 

Благодаря чему Ирбитскому заводу удается конкурировать с другими производителями? 

— Только за счет того, что мы не стоим на месте, у нас уже пять лет идет модернизация. За это время в предприятие инвестировано 1 млрд 200 млн руб. Причем это не государственные средства, обращаю ваше внимание, эти деньги — прибыль предприятия и кредитные ресурсы. Мы построили новый цех, полностью обновили все участки производства, увеличили объем производства сыра, мороженого и сейчас не стоим на месте, а развиваемся, следующий шаг — это сушка молока.

Объем реализации продукции за эти пять лет увеличен в 2,9 раза. За счет чего мы этого добились? С 2013 г. мы заново сформировали отдел продаж, если в 2012 г. у нас было в нем шесть человек, то сейчас — 60. Расширили географию поставок, совершенствуем работу по доставке готовой продукции, изменили мотивацию людей и многое другое. Понимаете в чем дело, в нашем регионе 30 перерабатывающих предприятий, и у каждого свои мощности. И сегодня главная задача — не произвести продукцию, а продать ее.

С этим проблемы?

— Да, серьезно упал покупательский спрос, денег у людей становится меньше. Эта проблема характерна для всей России. Если в том году потребление молочной продукции составляло 230 кг на человека, то в 2017 г. — только 220 кг. Но, несмотря на снижение спроса, наша выручка от продажи продукции с начала года выросла на 13%. 

Какие продукты лидируют в структуре продаж молокозавода? Логично предположить, что на первом месте молоко.

— Действительно, по объему продаж в тоннах на первом месте идет молоко, следом за ним кефир, затем сливочное масло, а потом уже — сметана, творог и прочие продукты.

По какой цене сегодня завод закупает молоко у производителей? И ждать ли в скором времени роста цен?

— Средняя цена закупа молока нашим заводом составляет 23,7 руб. Надо понимать, что молоко — сезонный продукт, но мы весь год держали закупочные цены на одном уровне, и во время «большого молока» мы их не снижали. Таким образом мы поддерживаем производителей.  

Но это сказывается на прибыльности предприятия, поэтому, чтобы выйти на необходимые показатели, мы традиционно один раз в год, осенью, поднимаем цены на продукцию. Торговые сети воспринимают повышение болезненно, но без этой меры нам не обойтись, надо находить компромиссы.

Переработчики в этом плане всегда в сложной ситуации, потому что берут на себя часть проблем производителей и проблем торговых сетей. 

Насколько комфортно сегодня работать с ритейлерами? Есть отличия между выстраиванием отношений с местными и федеральными торговыми сетями? 

— Сегодня именно торговые сети, а не производители диктуют условия сотрудничества. 75% продукции мы реализуем именно через сети. Поэтому нам приходится подстраиваться под политику ритейлеров. Но все не так плохо. Если брать нашего давнего партнера — ТС «Монетка», то сегодня она продает примерно на 120 млн руб. нашей продукции в месяц, это больше миллиарда в год. Я благодарен руководству местных торговых сетей, что нам удается договариваться. 

Что касается федеральных, то есть определенные отличия. С «Дикси» и «Мегамартом» выстроены нормальные взаимоотношения. Сложности возникают с теми, чье руководство далеко. Например, «Магнит» управляется из Краснодара, поэтому есть некоторые временные затягивания при принятии решений. 

Какие еще проблемы есть у переработчиков? 

— Нам необходимо увеличивать объемы производства сырья и работать над его качеством. Ситуация в Свердловской области меняется в лучшую сторону в том плане, что производителей молока становится больше: строятся коровники, увеличиваются надои, в эту сферу идут инвестиции, фермерские хозяйства развиваются.