Меню

Не нефтью единой: российской стали перекрывают кислород в ЕС

Страны ЕС просят от правительства защиты от российских и китайских металлургов. И это может стать еще одной помехой для развития сталелитейной отрасли в РФ.

Правительства семи стран ЕС (Германии, Италии, Великобритании, Франции, Польши, Бельгии и Люксембурга) потребовали от Еврокомиссии ужесточить механизмы торговой защиты в связи с большими объемами стали, импортируемой из Китая и России.

Financial Times пишет, что в обращении министров сказано: «власти ЕС не должны оставаться пассивными на фоне растущих сокращений рабочих мест и сворачивания производства, что в совокупности несет в себе риск потенциального коллапса в европейской сталелитейной промышленности».

Министры стран ЕС просят провести реформу системы защитных торговых механизмов, чтобы она начала работать быстрее, эффективнее и прозрачнее. Также в письме чиновники призывают провести расследование в отношении ценовой политики импорта в ЕС горячего проката из Китая. Обсудить меры, предложенные в письме, планируются 15 февраля на конференции по энергозатратным отраслям.

Европейское стальное лобби Eurofer сообщает, что в 2015 году импорт стали в страны ЕС составил около 5,3 млн тонн (экспорт — около 5 млн тонн), из этого на Россию, Китай и Украину приходится около 60% импорта, пишет «Коммерсант».

Отметим, что против холоднокатаного плоского проката из России и Китая уже началось антидемпинговое расследование. По данным СМИ, предварительные пошлины после расследования для российских металлургов могут составить 26%, для китайских — 16%. Кроме того, несколько недель раньше, в январе 2016 года, Турция внезапно пересмотрела возможный ущерб от поставок российского горячекатаного плоского проката. Правительство страны сочло, что размер демпинговой маржи сталеваров РФ доходит до 13,66%. В деньгах объем поставок продукции, находящейся сейчас под расследованиями Еврокомиссии и Турции, у российских компаний составляет около $700 млн.

Компании РФ: мы честно продаем в ЕС

В Новолипецком металлургическом комбинате, принадлежащем Владимиру Лисину, заявили, что возможные скорые ограничения импорта плоского проката в ЕС сослужат хорошую службу предприятиям компании, расположенным в ЕС, сейчас они недозагружены.

«Вместе с тем, несмотря на положительный эффект для наших заводов, мы в целом негативно оцениваем антидемпинговую тенденцию в ЕС»,— говорят в НЛМК.

На комбинате пояснили, что металл в Европу поставляют по рыночным ценам, в том числе и на свои прокатные активы в ЕС. В «Северстали» рассказали, что экспортные поставки компании идут в соответствии с правилами международной торговли, поэтому любые заградительные пошлины в ее отношении там считают «безосновательными».

Что еще заботит сталелитейщиков

Отметим: еще в конце 2015 года сообщалось, что рентабельность экспортных поставок сталелитейных компаний России на многолетнем минимуме. Так что нынешние события могут еще сильнее ударить по отрасли. В ноябре 2015 года сообщалось, что цены на продукцию начали падать и в России.

БрокерКредитСервис (БКС) прогнозировал, что российские цены на сталь должны снизиться как минимум на 10%, учитывая спред с экспортными поставками.

«Для меня при всех наших усилиях по экспорту и его важности для всех компаний, которыми я владею, главный рынок – это Россия», – признавал председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов в июле в интервью «Коммерсанту».

Российские металлурги традиционно продают больше на внутреннем, a не на внешнем рынке. Экспортные продажи они увеличивают от случая к случаю, одна из причин этого – кризис на мировом сталелитейном рынке.

В октябре 2015 года средняя рентабельность по EBITDA экспортных поставок горячекатаного проката была около 7% (с учетом, что сырье приобреталось по рыночным ценам), подсчитали аналитики БКС. Самую высокую маржу давали поставки за пределы России листового проката – но всего 9%.

Кирилл Чуйко, аналитик БКС, поясняет, что сталелитейные компании до последнего времени зарабатывали на экспорте за счет девальвации, пишут «Ведомости».

«Например, рентабельность экспорта была почти нулевой в мае, когда рубль укрепился до 50 руб. за доллар. Сейчас курс – 64 руб./$, но это не слишком помогает, - отмечает аналитик. - Эффект девальвации был съеден снижением экспортных цен почти на четверть – с $365 до $278,5 за тонну».

Как следует из данных «Северстали», ММК и НЛМК, в III квартале 2015 года они увеличили продажи на российском рынке. У «Северстали» доля продаж в России выросла на 8 п. п. до 67%, у ММК – на 7 п. п. до 80%, у НЛМК – на 5 п. п. до 43%. Но, подчеркивают НЛМК и ММК в пресс-релизах, рост продаж – следствие сезонного оживления на рынке.

Конкуренция на российском рынке горячекатаного проката выросла и с ноября 2015 года трейдеры начали предлагать клиентам скидки – в 3–4%. При этом украинский прокат сейчас на 4% дешевле российского. Российские цены на сталь должны снизиться как минимум на 10%, учитывая спред с экспортными поставками. При этом увеличения спроса в России не ждут ни аналитики, ни производители.

ММК рассчитывает, что потребление стали в России в 2016 г. останется без изменений: строительный сектор может продолжить снижение, сохранится спрос со стороны производителей труб, в то время как производители оборудования могут восстановить объемы с текущих уровней.

Что, как и кому продает Россия

В последние годы Россия стабильно входит в первую десятку рейтинга стран-экспортеров. Страна пока не соперничает с ЕС, США и Китаем по объемам экспорта, но динамика роста заметна, и она выше, чем у стран Запада.

Россия является активным экспортером в самых различных торговых сферах. Прежде всего, это нефть и газ, затем идут металлы и древесина, товары химической промышленности, машиностроение, а также продукция военно-промышленного комплекса.

За границу Россия поставляет фармацевтическую продукцию, технику и транспортные средства, железо, сталь и металлические полуфабрикаты. Пищевая промышленность в значительной степени тоже ориентируется на экспорт: по итогам 2015 года экспорт Россией пшеницы заметно вырос (23,5 млн тонн зерна). Эксперты США предрекают, что вскоре именно РФ выйдет на первое место по экспорту пшеницы, пишет «Российская газета».

Нефть, однако, занимает около 30% общего российского экспорта, продолжая оставаться главным источником доходов бюджета.