Профессиональный фандрайзер может дать фору любому рекламному агенту или менеджеру по продажам. Водном из своих интервью Михаил Швыдкой говорил о двух подходах к финансированию культуры. Первый
Профессиональный фандрайзер может дать фору любому рекламному агенту
или менеджеру по продажам.
Водном из своих интервью Михаил Швыдкой говорил о двух подходах к
финансированию культуры. Первый — американский, прагматичный и
протестантский по духу. Для него характерна минимальная дотация
культурных организаций, приученных к самостоятельности. Второй —
европейский, где львиную долю средств выделяет государство. Во
Франции и Германии, например, бюджет покрывает до 80% расходов на
культуру. Последняя модель ближе России, ибо сама структура нашей
жизни скорее европейская, заметил министр. В Екатеринбурге Швыдкому
заочно возразили: Европа, возможно, нам и роднее, однако сегодня мы
следуем по американскому пути — к этому нас вынуждает экономическая
действительность.
В Штатах госфинансирование культуры не превышает 5%. Приблизительно
половина — собственные средства организаций. По преимуществу их
получают от продажи билетов. Недостающие деньги дают благотворители и
спонсоры. Внушительные суммы пожертвований — обычно результат
методичной деятельности, широко известной в узких кругах специалистов
как фан-драйзинг. Термин представляет собой очередную кальку с
английского: fund — средства, финансирование, raise — нахождение,
сбор. При сложении получается: поиск источников финансирования.
Как правило, фандрайзинг берут на вооружение некоммерческие, точнее,
неприбыльные организации (НПО), преследующие социально-культурные
цели: библиотеки, театры, детские дома, спортивные клубы, вузы,
школы, больницы... В России, где надежды на защиту государства
окончательно истлели, фандрайзинг просто обречен на популярность.
Сбором спонсорских и благотворительных средств давно и энергично
занимаются в Екатеринбурге. Примеров множество. При этом системный
подход здесь отличает немногих, и то, что можно посчитать
технологией, встречается редко. В меньшей степени подобные оценки
относятся к театрально-концертной среде, где к сегодняшнему дню
накоплен значительный и разнообразный опыт. «Говоря о фандрайзинге,
мы в первую очередь имеем в виду работу нашей филармонии, раньше
других превратившей поиск финансирования в систему», — отметил
главный специалист городского Управления культуры Игорь Аболин.
На заре 90-х Александру Колотурскому, директору филармонии, довелось
побывать в Чикаго. Знакомство с экономикой американской сцены
произвело сильное впечатление. Позже г-н Колотурский признается, что
поездка его изменила, он стал «по-западному очень прагматичным
человеком». В 1994 г. в филармонии организуется служба развития. Ее
задача — искать дополнительну помощь сверх скудеющих год от года
дотаций, выделяемых областным бюджетом. Так появилась Л ига друзей
филармонии. Прежде всего требовались деньги, однако с не меньшей
благодарностью принимались безвозмездные услуги — скажем, бесплатный
перелет музыкантов или размещение в гостиницах. Из справочников
почерпнули информацию о тех, к кому можно обратиться за помощью.
Составили банк данных, куда, помимо адресов, телефонов и ФИО,
поместили сведения о предприятиях и руководстве. Там же, к слову,
предусмотрели приватный раздел с именами членов семьи VIP-персоны,
датами рождения, домашними телефонами и т.д. (В фандрайзинге очень
важно показать себя внимательным другом.)
Забегая вперед, отметим, что специальная работа ведется с женской
аудиторией. Так, совместно с Центром косметологии и пластической
хирургии филармонией организован Дамский клуб. Свыше 50 его членов —
большей частью бизнес-леди и жены влиятельных фигур — вносят ощутимую
лепту. Речь идет не столько о членских взносах. В привлечении средств
решающую роль может сыграть обычный семейный разговор.
В основу нового стиля работы филармонии лег некоммерческий маркетинг.
С рынком решили говорить на одном языке. «Прийти к человеку и сказать
»дайте нам денег, потому что мы прекрасная филармония« было бы
смешно, я уяснила это сразу, — вспоминает Алла Петрова,
Оркестру филармонии покровительствует губернатор Россель
зам. директора по развитию и работе с благотворителями. — Требовалась
программа, и нам не пришлось ломать голову, на чем сосредоточить
внимание». Вокруг Уральского академического филармонического оркестра
развернулось то, что теперь модно называть брэндингом. Впрочем, в
массированной рекламе коллектив не нуждался, будучи и без того
известным. Это помогло пробудить участие в потенциальных донорах.
Кстати пришелся опыт американцев. Те разработали программу содержания
мест в оркестре, благодаря которой первой скрипке или, скажем,
тромбону жертвуют энную сумму, составляющую существенную прибавку к
месячному жалованью артиста. В филармонии поступили подобным же
образом, решив начать с главного дирижера. Позже дело дошло до 35
концертмейстеров всех оркестровых групп и их помощников
(регуляторов). С этого года дополнительные средства получает весь
состав оркестра, а это более 100 человек. Заметим, что жалование
музыкантов, выделяемое бюджетом, ничтожно мало — менее 1, 5 тыс. руб.
Насколько этот заработок увеличивают благотворители, в филармонии не
уточнили, позволив себе лишь процитировать Швыдкого. Во время своего
последнего визита министр культуры отметил сходство цифр с зарплатами
музыкантов оркестра Большого театра.
Регулярной помощи оркестрантам филармонии удалось добиться путем
создания Совета попечителей.
В состав вошли представители крупного бизнеса и высокие чиновники.
Сегодня их 19 (не так давно, сославшись на дефицит времени, о своем
выходе из Совета объявил Игорь Мишин, президент медиа-холдинга «4
канал»). Официальным покровителем коллектива согласился стать Эдуард
Россель, что можно считать несомненной удачей фандрайзеров. Мощный
административный ресурс не сравнится ни с какими деньгами, уверяют
эксперты.
Почетную обязанность генспонсора оркестра взял на себя известный
промышленник Каха Бендукидзе, сделав это по личной просьбе Эдуарда
Эргартовича. Большие возможности для фандрайзинга таят в себе
ежегодные губернаторские балы. В присутствии руководителя области
деловая элита охотнее занимается благотворительностью. Так, к слову,
было на последнем вечере в канун Нового года, где г-н Россель
пожертвовал филармонии скрипку работы ученика Страдивари. Там же, на
балу, его примеру последовал директор ОМЗ Эдуард Яламов, пообещавший
оркестру покрыть все затраты на покупку дорогостоящих труб и
сдержавший слово.
Помощь своих попечителей в филармонии считают искренней и отрицают
какую-либо директив-ность. В других учреждениях, в частности,
Музкомедии — думают иначе. «Это добровольно-принудительная система, и
долго она работать не может.
Если завтра сменится ны-Ж__^^ нешний губернатор, уйдут I те, кто
сегодня входят в патронируемый им Совет», — полагает Изольд Лейфель.
Будучи заместителем директора театра, мой собеседник не считает себя
менеджером — мол, не та глубина знаний. Коллеги же характеризуют его
как эффективного специалиста, обладающего сугубо индивидуальным
стилем работы: «Обширным связям и коммуникабельности этого человека
можно только позавидовать. Его методы не слишком научны, и тем не
менее они приносят плоды». С легкой иронией Изольд Яковлевич
рассуждает о традициях файндрай-зинга, уходящих корнями в советские
70-е. Прежде решением обкома или горкома партии каждому театру
назначали шефов: Музкомедии — Верх-Исетс-кий завод и Белоярка,
Оперному — Химмаш, Драм-театру — Инструментальный завод и т.д.
«В Соединенных Штатах нас познакомили с тактическими приемами, но в
смысле стратегии мы узнали мало нового», — говорит г-н Лейфель, тоже
повидавший, как работают американские коллеги. У нас все построено на
личных знакомствах, считает он. Оттого приходится довольствоваться
малым. Между тем для настоящего размаха деятельности нужна система
налогообложения, стимулирующая благотворительность: чем больше
помогаешь, тем существеннее льготы, на которые можешь рассчитывать.
«Предусмотренное нашим законодательством — гроши, и людям это не
интересно», — говорит г-н Лейфель. — Финансовую помощь, которую бы мы
могли получить, абсолютное большинство оставляет у себя, предпочитая
вкладывать деньги в производство, поощрять персонал. Возможно, на их
месте я поступал бы так же — выдал бы лучше премию своему
коллективу«. Впрочем, театру, конечно же, помогают — генспонсор
»Свердловская железная дорога«, »Свердловэнерго«. Заботу проявляет
министр по управлению госимуществом области Вениамин Голубицкий,
содействующий в урегулировании спора вокруг »Совкино« —
муниципального кинотеатра, расположенного в одном здании с областной
Музкомедией и изрядно ей задолжавшего; как ожидается, театр получит
дополнительные плошади уже к концу нынешнего года.
В числе прочих жертвователей — Игорь Ковпак. В знак признательности
г-н Лейфель покупает продукты в супермаркетах »Кировский«, заверяя,
что так же поступает по меньшей мере полтеатра и кое-кто из
постоянных зрителей. На Западе подобное поведение привычно и
естественно. В условиях острейшей борьбы за потребителя бизнес не
жалеет денег на поддержку музеев, галерей или театров. Почитатели
искусства очень чутко реагируют на активность спонсоров, выражая им
благодарность доступными средствами — в том числе и длинными
кассовыми чеками.
Опять же в США благотворитель имеет право на льготный кредит в банке.
У нас эта норма отсутствует. Правда, умение договариваться способно
восполнить пробел. Опытному фандрайзеру не привыкать к роли
посредника между дружественным банком и благотворителем, остро
нуждающимся в 15% годовых вместо официальных 20. Та же практика
применима к органам власти. »Обратиться с какой-нибудь просьбой к
главам района, города или области нам легче, чем многим
коммерсантам«, — констатируют в театре.
В отличие от упомянутых выше бюджетных учреждений культуры, Дом
актера (представляющий собой местное отделение российского союза
театральных деятелей) — организация общественная. Общество
вспоможения коллегам по театральному цеху было основано еще в прошлом
веке, и, как уверены сегодняшние последователи дела, с тех пор его
цели не потеряли актуальности. Поддержка ветеранов сцены, организация
творческих вечеров, реализация проектов, направленных на развитие
театральной культуры, — все это требует немалых затрат. Символическая
сумма перечисляется Дому актера штаб-квартирой в Москве. Остальные
ресурсы добывают самостоятельно. В отреставрированном особняке
проводятся представительские мероприятия — помимо прямого дохода, они
помогают установить контакты с нужными людьми. Здесь начинается
фандрай-зинг, однако этим он далеко не исчерпывается.
Владимир Мишарин,
возглавляющий Дом актера уже седьмой год, с удовольствием
рассказывает о технологиях. Время от времени наш разговор прерывает
звонок одного из нескольких телефонов, периодически проверяется
электронная почта на ноутбуке. 34-летний Владимир деловит, элегантен
и ясно излагает суть предмета. »Мы давно свыклись с мыслью, что
просить деньги — нормально, не стыдно и вообще это категория
маркетинга, а потому требует систематической работы«. Деньги дают
организации известной и успешной, продолжает он. Так что следует
потрудиться, как минимум, над тем, чтобы создать о себе благоприятное
впечатление. Но главное не ошибиться в выборе мотива, который движет
человеком в его решении помочь. Мотивов много — тщеславие,
благодарность, мотив личной выгоды, чувство вины, национальный,
религиозный... »Если вы хотите научиться фандрайзингу, посмотрите,
как это делает церковь, —развивает мысль г-н Мишарин. Это
удивительный по эффективности механизм сбора средств. Люди жертвуют
миллионы на строительство храмов, желая успокоить душу. Они знают:
нет такого греха, который церковь не может отпустить«.
»У нас есть задача — организовать новогодний праздник для детей
актеров, но просить на это деньги — вряд ли перспективно, — объясняет
г-н Мишарин. — Мы устраиваем эксклюзивный праздник в традициях
российского особняка XIX века «Святки в доме Тупиковой» и получаем
искомое финансирование«. В общей сложности получилось три источника.
Первый — клуб банкиров, спонсировавший проект в его пилотной стадии.
Через год на Святки был оформлен социально-творческий госзаказ,
проект попал в бюджеты всех уровней — районный, городской, областной.
»Мы использовали те мотивы, которые важны для управлений культуры,
например, сохранение русских традиций« — вспоминает Владимир.
Наконец, средства стали поступать от частных лиц — в последний раз
минимальный размер взноса составлял 600 руб. Взамен люди получали
приглашение и квитанцию, дающую небольшие льготы, если приложить ее к
налоговой декларации.
Г-н Мишарин без обиняков артикулирует свою задачу как менеджера:
»Организуя любое уставное мероприятие, я должен проследить, чтобы
были использованы все известные возможности для привлечения
дополнительных средств«. При этом в Доме актера признают, что
занимаются фандрайзингом недостаточно интенсивно, оставляя его
возможности в резерве. Большая глубина предполагает отслеживание
огромного объема информации — от знаменательных дат в жизни меценатов
и спонсоров до условий конкурсов или получения грантов по программам
многочисленных фондов. Задача потребует дополнительного штата
сотрудников. Но, как считается, игра того стоит. С другой стороны,
заниматься фандрайзингом в этом городе с каждым годом становится все
тяжелее. В филармонии, например, всерьез говорят о незримой
конкуренции. Дом актера более категоричен: »Сегодня не 94 г., когда
фан-драйзинг тут был диковину. Сейчас просят все кому не лень. И что
особенно тревожит, активно и даже агрессивно просит государство«. В
качестве примера здесь можно привести любую избирательную кампанию
или, скажем, выставку вооружений. Однако оставим это в стороне,
потому как ведомственный фандрайзинг — уже совсем другая тема.
»Я имею право знать, что получу взамен«
На вопросы »ДК« отвечает директор юридической фирмы »Левъ' Евгений
АРТЮХ.
— Евгений Петрович, я знаю, что когда-то Вы работали в СКБ-банке и,
помимо прочего, курировали там направление благотворительности. С
какими просьбами к Вам обращались? Что запомнилось?
Вы правы, с 93 по 95 гг. я готовил материалы для правления банка,
которое решало: выделять деньги или нет. Обращались к нам самые
разные люди — с широким спектром поводов. От печальных: погиб
сотрудник УВД, просили помочь семье. До самых неожиданно забавных.
Однажды ко мне пришли две молоденькие девушки — знаете, в таких
коротких юбочках — и стали просить денег. Предложение было буквально
следующим: мы поедем в Италию отдыхать и заодно там расскажем, какой
у вас замечательный банк. Бред, но, как видите, я до сих пор о нем
помню. В банки и другие компании многие идут искать богатеньких,
иногда заявляя об этом открыто.
Ежедневно на адрес любого юрлица идет большой поток корреспонденции.
Среди присланных материалов, рекламных, деловых — всегда находятся
письма, в которых просят выделить деньги на то или иное благое дело.
Но всем помогать невозможно. Прослывешь безотказным
— одолеют. Мне довелось через это пройти. Очень многие
предприниматели занимаются благотворительностью, но часто из интереса
к какому-то конкретному делу. Один мой клиент в молодости занимался
хоккеем и сейчас помогает своему клубу. Ничего другого ему не надо.
Когда я работал в «АСКО-Кировград», администрация города занималось
тем, что по одну сторону садила предпринимателей, а по другую —
местных страждущих: представителей библиотеки, Дворца культуры,
детского дома и т.д. Звучали призывы: помогать, помогать и еще раз
помогать. Так они себе представляли организацию благотворительности.
Я же представляю ее в виде модели социального партнерства.
Предприниматель должен: а) содержать и развивать свой бизнес; б)
платить налоги; в) выплачивать зарплату работникам...И только из
оставшихся денег он может что-то отдать. Но особенных налоговых льгот
для благотворителей в нашем законодательстве не предусмотрено (об
этом специалисты фирмы «Левъ» писали в «ДК» № 13 — авт.). К тому же
следует разделять спонсорство и благотворительность, ибо это разные
вещи. Благотворительность — безвозмездное действие, направленное на
общественную пользу. Спонсорские же отношения предполагают сделку.
Благотворителю ничего не требуется, кроме морального удовлетворения.
Спонсору нужно общественное признание, возможно, PR, реклама, что
бывает объективно необходимым. Мы говорим не о тщеславности
предпринимателя, а о его статусе в обществе, о социальном конфликте,
если хотите. Это то, что меня волнует. Ведь до сих пор на бизнесмена
здесь иногда смотрят как на кровопийцу и эксплуататора.
— Приходилось ли Вам заниматься благотворительностью по принуждению?
Вы знаете, как это бывает: обращаешься к чиновнику с каким-нибудь
вопросом, а он просит помочь детскому саду или профинансировать
выступление фольклорного ансамбля...
— Да, есть такая практика. Однако с нами этого не случалось.
Взаимоотношения с властями мы выстраиваем так, чтобы не попадать в
подобные ситуации. Я рассматриваю это как форму взятки. Кроме того,
возникает состояние внутренней несвободы, чего я лично очень не
люблю.
— Я являюсь членом Совета попечителей ежегодного
конкурса «Красная Пасха», проходящего в Музее молодежи. Конкурс
направлен на развитие детского творчества — мы учреждаем призы.
Вообще-то компания «Левъ» всегда работала с художниками и галереями —
это основное направление нашей спонсорской помощи.
— Кстати, о спонсорстве. Мне приходилось слышать
удивительные веши. По одной из версий, Вы покупаете художникам
квартиры, за что те в течение энного времени рассчитываются своими
работами. Как в действительности обстоит дело?
Догадываюсь, откуда подобные слухи — их распространяют сами
художники. Один из них, помнится, предлагал: «Купи мне квартиру, а я
буду пять лет на тебя работать и в месяц выдавать по картине». А
вдруг через год после покупки жилья у него с головой плохо станет или
его творчество придется мне не по вкусу —что тогда делать? Нет,
говорю ему, давай-ка лучше я куплю у тебя вот эту работу, а
понравится что-то еще — приобрету и другую. Зачем себя связывать,
становиться чьим-то заложником? Да, я помогал отдельным художникам —
с помещением под мастерскую, например, — но это совсем иное. Я готов
обсуждать некоторые вопросы с гале-рейщиком или художником, но как с
деловыми партнерами. Я даю ему деньги — заработанные, кстати, тяжелым
трудом, — и имею право знать, что получу взамен.
Евгений Карасюк
Десятка инструментов американского фандраизера
У любого профессионального фандраизера американской некоммерческой
организации существует свой набор инструментов по привлечению
ресурсов, среди которых наиболее часто встречается нижеследующее:
№ 1: Почтовые рассылки
Почтовые рассылки предложений о пожертвовании встречают Вас на каждом
шагу. Постепенно Вы к ним привыкаете, и уже с первого раза можете
отличить почти стандартный конверт от остальной почты. И тем не менее
это один из самых распространенных и эффективных инструментов
фандраизера США. Почтовые рассылки направляются по адресам клиентов и
друзей, через газеты и журналы и так далее. Интересно, что часто
содержанием письма является не прямая просьба дать денег, а
приглашение стать другом организации и сделать ей подарок. При этом
подарок можно сделать в память о ком/чем-либо или в честь
кого/чего-то. Одним из правил является заранее написанный текст о
желании пожертвовать и варианты конкретных сумм пожертвования для
простоты и удобства заполнения формы. Также указываются необходимая
или предполагаемая суммы собираемых средств и прилагаются брошюры с
рассказами о конкретных людях, нуждающихся в помощи.
Часто рассылки проходят по определенной последовательности или циклу
действий. Например, в одном из колледжей каждый год проводят
четырехмесячную кампанию. В январе всем адресатом, имеющим
электронную почту, рассылается информационное письмо о начале
кампании, о предложении внести частное пожертвование и о возможном
звонке представителей колледжа через две недели. Далее сотрудники
колледжа проводят массовый обзвон адресатов с разъяснениями и
повтором предложения. После этого проводится почтовая рассылка по
адресам как тех, с кем удалось переговорить, так и не охваченных
телефонными переговорами. В феврале и апреле эта четырехнедельная
последовательность действий повторяется с постепенным вычетом
откликнувшихся. Им высылаются благодарственные письма. Если человек
не откликнется в течение этих месяцев, он попадает, как и остальные,
в адресаты кампании следующего года. Человек вычеркивается из базы
потенциальных частных доноров только после трех лет молчания.
Удачной формой этого инструмента стало письмо с предложением о
пожертвовании за подписью уважаемого, авторитетного человека, как
правило, одного из членов Попечительского совета НКО.
Другим правилом является вложенный обратный конверт или удобное место
и время для передачи конверта. На многих шоу
все зрители получают на входе билеты с программой шоу,
благодарностями корпоративным спонсорам и частным донорам и
предложением сделать частное пожертвование, если шоу понравится.
№ 2: Благодарности
Это тонкое искусство приоткрывает несколько своих граней. Вот
некоторые из них.
• Благодарственная открытка с небольшой площадью для
внесения имени донора от руки.
• Благодарственное письмо с новым предложением о
пожертвовании. Этот шаг позволяет вызвать вторую волну пожертвований
со значительно меньшими затратами на почтовую рассылку, так как уже
четко определена целевая группа реальных доноров.
• Благодарности во всей печатной продукции, буклетах,
отчетах и так далее с различными способами указания на объем
пожертвования, либо списками по сумме вклада, например, доноры от
$1000 до $500.
• Благодарственные таблички на стенах, у входа в
здания, на скульптурных композициях, на кирпичах стен и плитке
тротуаров, даже на цветочных горшках уличных клумб — везде.
№ 3: Ежегодный отчет
Близок к благодарностям по содержанию и популярный ежегодный
финансовый отчет с указанием всех, кто жертвовал? и сумм их
пожертвований, вкладов, добровольческого труда. В отчете указывается
экономическая эффективность проделанной работы для развития региона.
При расчете эффективности учитывается объем привлеченных средств,
включая добровольческий труд, затраты гостей из других регионов на
проезд, проживание, питание, отдых и т.д.
№ 4: Ящики и специальные места для сбора пожертвований
Это еще один очень распространенный вариант сбора средств.
Добровольцы Армии Спасения просто выходят на самые людные места в
городе и звонят в колокольчики, напоминая, что есть люди, нуждающиеся
в поддержке. Пожертвования при этом собираются в специальные красные
котелки. В городской оранжерее с бесплатным входом но месте, где
стоит обычно касса, просто установлены большой ящик для сбора средств
и табличка с просьбой внести частное пожертвование, с указанием
рекомендуемых сумм для детей и взрослых.
№ 5: Индивидуальные пожертвования и завещательные дарения
Каждая некоммерческая организация ищет своих жертвователей. Например,
частная школа нашла их в лице бывших учеников, дедушек и бабушек
выпускников и учеников, родителей. Она принимает не только денежные
пожертвования, но и ценные бумаги, а также завещательные дарения. К
завещательным дарениям относятся с особым трепетом, а привлекающий
таких доноров фандрайзер пользуется заслуженным авторитетом. В его
работу входит сбор информации о крупных донорах своей и других
общественных организаций, поиск и подбор других горожан, схожих по
определенным характеристикам с крупным донором, закрепление
потенциального крупного донора за одним из сотрудников и постоянное
его сопровождение, стимулирование пожертвований. Дополнительным
инструментом здесь служат встречи, визиты, приглашения на
мероприятия, звонки и т.д.
№ 6: Советы учредителей и советы попечителей
Часто члены советов имеют негласную обязанность участвовать в
фандрайзинговых кампаниях и привлекать к этому своих друзей и
партнеров под девизом — «Не хотите ли вы присоединиться ко мне?». А в
некоторых некоммерческих организациях члены Совета даже устраивают
для себя негласную норму обязательных сумм привлечения частных
пожертвований.
№ 7: Видеофильмы
Менее распространенным, но не менее эффективным методом сбора средств
оказались специальные видеофильмы для группового просмотра (для
сотрудников корпораций, объединений и т.д.) с призывом помочь другим
— фильмы о реальных историях людей, которым помогли и которым можно
помочь. Другой разновидностью фандрайзинговых фильмов стало видео с
призывом помочь себе — фильмы о прекрасном будущем определенной
территории и адресованные жителям данной территории. Как правило, они
не предназначены для размещения в телевизионном эфире, а созданы для
индивидуального или коллективного просмотра в учреждениях и
организациях, на встречах и презентациях среди руководителей. Фильм
крутится тысячи раз в большинстве компаний, его видят десятки тысяч
людей совсем в другой обстановке, чем телевизионный ролик, и поэтому
его эффективность значительно повышается.
№ 8: Отчисления из заработной платы
Результатом применения вышеописанного инструмента становятся
отчисления из заработной платы служащих кампаний. По словам ведущего
фандрайзера Unaited Way; 70 % поступлений (в 1999 г. было собрано $52
млн) пришлось как раз на этот источник. В то же время
бизнес-корпорации не требуют этих действий от своего персонала:
основная побуждающая идея — создание лучшей жизни в регионе, жизнь в
хорошей, нормальной, здоровой стране. Здесь следует учесть одну
тонкость: United Way — одна из самых известных и уважаемых
фандрайзинговых организаций Америки. И это тоже инструмент — создание
специализированных фандрайзинговых центров. Гражданин города может не
знать о проблемах конкретной НКО, но хочет помочь, поэтому он
обращается в United Way. Она делает процесс пожертвования легче,
вычитая его размер из зарплаты. И служащие согласны отдавать часть
жалованья в United Way. Душа спокойна, так как они знают, что деньги
пойдут куда нужно.
№ 9: Веб-страницы
Интернет в Америке — неотъемлемая часть повседневной жизни. В
глобальной сети некоммерческие организации живут так же активно, как
и в реальном мире. А веб-страницы с большим объемом доступной
информации, ценой и качеством услуг и предложений —одни из динамично
непременных инструментов фандрайзера США.
№ 10: Акции по сбору частных пожертвований
Здесь у специалиста полная свобода воображения и действий. Примером
может послужить аукцион на приемах для друзей. Такие аукционы активно
проводят все частные школы. Сначала некоммерческая организация в
качестве пожертвований собирает предметы и услуги, — такие как право
использовать дачу на выходных, авиабилеты, обед в ресторане и т.д.
Затем формируется пакет лотов и готовится прием. Приглашенная публика
знает заранее, что она приходит тратить деньги. Обязательное правило
— пригласить профессионального аукционера — ведь необходимо в среднем
продать около 70 лотов со скоростью от 45 секунд до 2 минут, чтобы
гости не устали, не уснули и не разошлись. Кроме того, опытному
фандрайзе-ру удается продать под рекламу время и оформление аукциона.
Когда множество акций объединены одной идеей и целью в общую
фандрайзинговую кампанию — обычно ежегодную — как правило, выбирается
председатель кампании ~ уважаемый человек, представитель банка,
крупной донорской корпорации. Он добавляет вес и солидность акциям. И
это тоже своеобразный инструмент.
По материалам журнала «Вестник благотворительности»