Еще 10 лет назад никто не хотел быть специалистом по SEO или водителем Uber. Современный мир перекраивает рынок труда, и для того, чтобы не остаться за бортом, нужно регулярно «прыгать во времени».
Мир сегодня очень быстро развивается, новые профессии возникают мгновенно, еще до того, как им начинают обучать в вузах или колледжах. Сегодня дети, отвечая на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь?», и представить себе не могут, кем могут работать в будущем на самом деле. О профессиях будущего думают и родители сегодняшних школьников, и специалисты 30-40 лет, у которых впереди еще долгий рабочий путь.
Десять лет назад никто не мечтал быть специалистом по SEO или водителем Uber, пишет журналист и предприниматель Джин Дэли на страницах Medium.com. Еще в 2008 году людям невозможно было объяснить, кто такой разработчик мобильных приложений или специалист по социальным сетям, ведь о смартфонах никто еще не знал, a о том, какую власть получат соцсети, только догадывались.
Рынок труда меняется очень быстро. По оценкам, прозвучавшим на Всемирном экономическом форуме, 65% детей, идущих в 1 класс сегодня, будут работать на рабочих местах, которых сейчас просто не существует.
Что же делать для того, чтобы не быть выброшенным с рынка труда в результате таких тектонических сдвигов? Нужно быть открытым для нового и готовиться к нему, что требует немалой работы.
В школах уже сегодня нужно обучать детей мыслить нелинейно, работать в команде и развивать критическое мышление и применение разных подходов к решению проблем, a не настаивать на заучивании дат и фактов.
Джордж Андерс, главный редактор LinkedIn, говорит, что сейчас детей обучают экономике, которая существовала 100 лет назад. От отмечает, что детей все еще считают важным научить рукописному письму и решению длинных алгебраических уравнений, что востребовано совсем не так, как 20 лет назад.
Андрес уверен, что современные школы должны переосмыслить свою роль и предлагать ученикам образование, которое станет отправной точкой в их карьере: учить работать в команде и мыслить нестандартно. Если школы этого не сделают, будущим студентам и молодым специалистам будет очень сложно адаптироваться в мире.
Тем же, кто уже работает, стоит заняться страхованием карьеры. Да, технологии уничтожают рабочие места, но также рождают и новые позиции. Роботы не могут делать абсолютно все, кто-то все равно должен их контролировать.
Для того, чтобы понять, какие новые рабочие места могут появиться, нужно постоянно следить за изменениями на рынке труда. Иногда просто делайте воображаемый прыжок во времени и придумывайте, какие должности могут родиться. Эксперты уверены, что в ближайшее десятилетие будут востребованы направления коучинга, социальной работы (забота о стареющем поколении) и коллабораций человека и машины.
Например, это может быть робо-автомеханик (сочетание работы робота и автомеханика-человека, который будет следить за работой машины) или картограф заболеваний (рост городского населения и увеличение количества авиаперевозок все увеличивают риск быстрого распространения новой болезни, поэтому необходимо опередить сценарии вспышек). Также вероятно возникновение профессии аналитиков кибер-городов, планировщиков путешествий дополненной реальности, генетических консультантов, менеджеров дронов.
Да, это только варианты, но такие профессии вполне могут появиться, как и десятки других. То, что происходит сейчас — только начало, поэтому нужно быть готовыми ко всему.