Меню

«Не паникуйте и быстро реагируйте на ситуацию». Что делать бизнесу в текущем кризисе

Иллюстрация: «Евразийская Неделя Бизнеса»

Спикеры «Евразийской Недели Бизнеса», которая пройдет 9-10 апреля в формате онлайн, ответили на вопросы предпринимателей, связанные с замедлением экономического роста и пандемией COVID-19.

Рекомендации бизнесу дали Павел Ефремов, заместитель председателя правления Банка «Нейва», Иван Зайченко, основатель и владелец сети ресторанов и службы доставки «Сушкоф», «Дель Песто», магазинов «ЖизньМарт» и Владимир Жолобов, директор Z&G. Branding, руководитель Eurasian Business Week.

Как действовать в новых реалиях?​ 

Павел Ефремов: «Любой кризис — это проверка на прочность вашей бизнес-модели и новые возможности. Надо критически оценить, насколько ваш бизнес зависит от валютных рисков, и как скажется на нем девальвация рубля. Второй момент, который стоит учесть, это ожидаемое падение потребительского спроса и в целом серьёзное замедление экономики из-за кризиса, возможные задержки платежей. И, конечно, девальвация рубля открывает новые возможности для предприятий, которые смогут выйти с экспортной продукцией на зарубежные рынки»

Иван Зайченко: «Не делать резких движений, но быстро реагировать на ситуацию, не бояться использовать возможности, которые появляются».

Владимир Жолобов: «Во-первых, решения принимать в спокойном состоянии, без эмоций. Во-вторых, проработать несколько вариантов сценария и план действий. В-третьих, минимизировать те расходы, которые не влияют на вашу выручку. При этом усилить маркетинг и продажи — то что вам приносит доход. Проанализировать текущих и потенциальных клиентов, как они сейчас принимают решения, какие у них мотивы и что им важно».

Если смотреть на прошлые кризисы, то мы знаем истории, когда компании смогли увеличить продажи и становились лидерами рынка.

Куда сейчас лучше всего инвестировать свободные средства?​ 

Павел Ефремов: «Прямо в моменте лучше никуда не инвестировать — надо пройти пик кризиса и тогда у бизнеса, имеющего свободную ликвидность, будет много возможностей для инвестиций как в подешевевшие активы, так и в развитие новых бизнес-направлений»

Иван Зайченко: «Если это пассивные инвестиции, то никуда, разве что депозит. Ждать дна - пока количество ежедневных заражений не спадет, дальше покупать все что угодно»

Владимир Жолобов: «Лучше сформировать дополнительную финансовую подушку. Когда ситуация начнет стабилизироваться, тогда инвестировать»

Последствия короновируса для предпринимателей Екатеринбурга

Павел Ефремов: «Очень надеюсь, что действия наших властей будут продуманными и не окажут критического воздействия на бизнес и население.

Государство обещает поддержку бизнеса, но, скорее всего, помощь будет адресная и рассчитана на крупнейших игроков, а остальным придётся выкручиваться самостоятельно.

Глобально история с короновирусом это дополнительный негативный фактор для набирающего силу очередного мирового экономического кризиса, последствия которого для многих станут предпринимателей будут весьма серьёзные»

Иван Зайченко: «В случае паники населения и властей, могут ввести жесткие ограничения для людей и бизнеса».

Владимир Жолобов: «Эпидемия уже отразилась на таких сферах деятельности, как туризм, мероприятия и выставки, рестораны, отели. В данных отраслях падение продаж на 60-90%. В среднем по разным рынкам выручка упала на 10-30%. Есть разные прогнозы. При лучшем раскладе эпидемия закончится через 1,5-2 месяца, но и за этот период будет нанесен урон бизнесу и в целом экономике страны. При худшем — ситуация продолжится до конца года. В таком случае можно говорить о серьезных последствиях, а восстановление бизнеса и экономики займет несколько лет»

Какая поддержка или​ льготы необходимы​ бизнесу? ​ ​ 

Павел Ефремов: «Нужна реальная гарантия от государства по защите инвестиций и бизнеса, снижение регуляторной нагрузки, снижение налоговой нагрузки (особенно в части оплаты труда персонала)»

Иван Зайченко: «Нужен лишь общий рост экономики и благосостояния людей»

Владимир Жолобов: «Необходимы кредиты под 0% от 3 до 7 лет»

Более подробно о том, как выживать бизнесу в условиях сложившегося кризиса, эксперты расскажут 9-10 апреля на «Евразийской Неделе Бизнеса». Регистрация на сайте.