Целый месяц умы екатеринбуржцев занимала реформа общественного транспорта, породив серию споров и перспективных тем для политиков. Причины провала прорывной инициативы — в итоговом материале DK.RU.
В конце прошлого года муниципальные власти обнародовали новую схему движения общественного транспорта (ОТ), которая должна была заработать уже в июле 2017 г. Тема не новая, она освещалась еще в прошлом году после совместной работы специалистов фонда Город.PRO и американца Джарретта Уокера. Но на тот момент она не вызвала такого интереса.
Ключевыми пунктами концепции стало сокращение маршрутов автобусов, трамваев, троллейбусов со 128 до 58, введение повременной оплаты проезда, отмена длинных маршрутов, соединяющих отдаленные районы.
Авторы аргументировали: с 1 июля мэрия перестанет впустую тратить деньги, а горожане не будут совершать ненужные крюки по пути на работу.
«Из Академического ходят несколько больших автобусов, только возят они пассажиров в центр не напрямую, приходится делать внушительный крюк. Представьте, что вы бы ехали на работу на машине через весь город — наверняка чувствовали бы себя не очень умным человеком», — говорил DK.RU руководитель проектов Фонда содействия развитию городов Город.PRO Андрей Толмачев.
Но то ли презентация новой схемы ОТ была неудачной, то ли время было выбрано неверно — в результате горожане были шокированы тем, что придется делать больше пересадок, при том что остановки зачастую расположены далеко друг от друга. На портале Change.org появилась петиция против новаций, которая сразу собрала почти 11 тыс. голосов.
Предприниматели пытались встроить рациональные доводы в эмоциональный шум вокруг реформы, но сами скатывались в эмоции.
«Почему постоянно все думают о «бабушках» и никто не думает о тех, кто ездит на работу? — написал в колонке для DK.RU Михаил Климарев, CEO в Freeely Wi-Fi Russia. — То, что «любимые маршруты» убрали, не означает, что транспортных средств будет меньше. Просто они будут ходить по меньшему количеству маршрутов, зато чаще. Во-вторых, при повременной оплате мы будем платить меньше, и с помощью Е-карт это будет довольно удобно. Кроме того, выделенные полосы для ОТ с камерами автоматической видеофиксации нарушений избавят город от пробок. Ну, а на вопрос: «Как же будут ездить бабушки, которым трудно пересаживаться?» — ответ прост: не надо бабушкам ездить, куда маразм призовет».
Вместе с тем поднимались вполне предметные вопросы: например, что будет с транспортными компаниями? Ведь наряду с «городскими» маршрутами реформисты обещали ликвидировать 36 направлений маршрутных такси.
Как рассказал DK.RU Сергей Антропов, директор ТК «Параллель» (маршруты № 22, 010, 054, 070), игроки готовы ко всему — вплоть до сворачивания бизнеса.
«По идее, мэрия должна объявить конкурсы и разыграть новые маршруты между участниками рынка. Поскольку на один маршрут будут заявляться несколько предприятий, выиграет кто-то один — тот, у кого есть новые автобусы большого и среднего класса. А тем, у кого парк состоит из малых типов автобусов Ford или Fiat, за которые еще лизинг не выплачен, придется распродавать машины».
В середине января к дискуссии подключились надзорные органы и силовики.
Областной прокурор Сергей Охлопков поручил прокурору Екатеринбурга Светлане Кузнецовой проверить, законны ли действия горадминистрации по вводу новой схемы движения ОТ. А начальник УГИБДД Свердловской области Юрий Демин заявил, что вся реформа — это «утопия», и что никто из разработчиков предварительно не посоветовался с Госавтоинспекцией.
По словам г-на Демина, разработчики проигнорировали два важных фактора. Во-первых, не учтена ситуация с ДТП — а именно они зачастую становятся причиной пробок. Во-вторых, с увеличением пересадок многие пассажиры ОТ станут пешеходами, что неминуемо приведет к росту происшествий с их участием.
«Сломать сейчас работающую систему и попытаться безболезненно реализовать абсолютно новый проект — это утопия, последствия могут быть удручающими», — добавил эксперт.
После волны критики власти города частично пересмотрели проект, выложив в общий доступ обновленную схему движения ОТ. А замглавы горадминистрации Сергей Тушин подробно расписал ее преимущества на своей странице в Facebook.
По его словам, у многих владельцев личного транспорта отпадет необходимость в его использовании: дешевле и удобнее будет передвигаться по выделенным полосам на ОТ, и это улучшит экологическую обстановку в городе. А чтобы пассажирам было легче привыкнуть к пересадкам, мэрия построит отапливаемые остановочные комплексы и развернет широкую информационную кампанию, призывая к широкому обсуждению деталей реформы.
Однако эти меры не смогли переломить общественное мнение, и 7 февраля мэрия объявила о том, что реформа откладывается на полтора года — из-за негативной реакции горожан и оргвопросов, связанных с Чемпионатом мира по футболу-2018. В тот же день ушел в отставку куратор проекта Евгений Липович, замглавы администрации города по вопросам благоустройства, транспорта и экологии.
Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман* в интервью DK.RU назвал решение об отмене транспортной реформы популистским и прогнозировал скорое наступление коллапса.
«Екатеринбург первым в стране решил изменить схему общественного транспорта. Но запустить реформу летом 2017 г. муниципалитет собирался не потому, что спешит опередить Москву и другие города-миллионники. Альтернатива простая — или город кардинально меняет стратегию, или в ближайшее время случится транспортный коллапс. Боюсь, мы даже этот год не протянем, — констатировал мэр. — Екатеринбург — единственный мегаполис, которому регион не дотирует перевозки. Городской транспорт генерирует сумасшедшие долги — около двух миллиардов рублей в год. Наземный подвижной состав изношен. Нам не хватает денег на новые трамваи и троллейбусы, мы не можем больше платить транспортникам. И все это сказывается на безопасности движения».
По мнению г-на Ройзмана, вопрос реформы ОТ давно перешел в политическую плоскость, некоторые объединения уже вовсю используют его для собственного продвижения. К примеру, партия «Справедливая Россия» активно рекламировала свою «борьбу с проектом» и собирала подписи за отмену новой схемы. И сейчас в партии утверждают, что во многом именно их работа привела к отмене реформы.
Евгений Ройзман* предупреждает: чем ближе губернаторские выборы, тем чаще будут возникать подобные спекуляции. В целом же реформе помешали эмоции, а инициаторам не хватило чутья, чтобы правильно представить перемены горожанам:
«Джаррет Уокер, автор новой стратегии, так и говорил мне: «Полгода вас будут проклинать, но потом скажут спасибо!».
Как объяснил глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб, горожанам не стоит переживать из-за переноса реформы, она непременно состоится:
«Я знаю, что крупные города следили за нашей работой и по ее итогам могли принять решение о разработке схем в своих городах. Екатеринбург мог войти в транспортную историю РФ как город, где родилась новая транспортная концепция перевозки городских пассажиров».
После 7 февраля градус настроений горожан сменился на противоположный, и теперь все больше людей высказываются против отмены реформы. Так, арх-группа Podelniki опубликовала открытое письмо, в котором указывает, что транспортную систему давно пора менять, поскольку она представляет собой «маршрутную кашу — неэффективную, убыточную, с бешеными «Богданами» и отсутствием всякого расписания». Как считают авторы письма, «шоковая терапия» — революционное изменение транспортной схемы — была бы более милосердной, чем долгий и дорогостоящий эволюционный процесс». Под письмом уже подписываются многочисленные сторонники транспортной реформы.
Как дальше будет развиваться ситуация, пока неясно, но наиболее часто звучит мнение, высказанное Евгением Ройзманом*: скорее всего, реформу в итоге тихо похоронят.
* - выполняет функции иностранного агента