Меню

Не пугайте иностранцев сортирами!

Имидж Урала складывается из мелочей.   Владимир Ломтатидзе зам. генерального директора ООО «Дионис»   Урал — настоящий рай для туристов. Неслучайно еще в XIX столетии горные районы нынешней Челябин

Имидж Урала складывается из мелочей.

 

Владимир Ломтатидзе

зам. генерального директора ООО «Дионис»

 

Урал — настоящий рай для туристов. Неслучайно еще в XIX столетии горные районы нынешней Челябинской области назвали «уральской Швейцарией». Правда, в отличие от альпийской страны, не только Челябинская, но и Свердловская, Пермская, Курганская области существенных доходов от туризма не получают. И это, на первый взгляд, странно. У нас прекрасный товар: здоровый климат, невысокие горы, доступные даже начинающим искателям приключений, уникальные ландшафты, вековые леса и альпийские луга, минеральные воды, быстрые и чистые горные реки, таинственные карстовые пещеры. Даже аналог всемирно известного Мертвого моря есть — в Курганской области. Почему же нет доходов?

Прошлым летом я побывал в Аркаиме. Полный восторг и недоумение: ну почему там нет самых элементарных удобств? Ни поесть по-человечески, ни душ принять, ни в баньке попариться после дальнего похода. В лавке — убогий набор сувениров. На несколько тысяч туристов, прибывших в Аркаим на день летнего солнцестояния, когда там происходят всякие чудеса, нашлось с десяток туалетов «типа сортир». Хотя далеко не все поклонники Аркаима — бывалые туристы, которым все нипочем. Большей частью это люди иного склада. И не раз приходилось слышать: «Вот были бы здесь нормальные условия, пожили бы неделю-другую. Уж очень здесь интересно!»

Похоже, туризм на Урале вообще самый неразвитый бизнес. И, что особенно печально, подвижек в лучшую сторону не наблюдается. Когда открылись границы нашей страны, россиянам захотелось побывать на берегах Анталии, Иберии или в Эмиратах. Но многие состоятельные люди уже пресытились зарубежной экзотикой и с удовольствием провели бы отпуск на родине. Есть и такие, кто не любит нежиться на пляжах, а предпочитает активный отдых. Да и для здоровья пребывание на Урале иной раз полезнее. Знаю, что и среди иностранцев есть большой интерес к нашему региону, прежде всего у немцев. Они уже везде побывали, все повидали. Раньше опасались нестабильности в России, но теперь убедились, что обстановка у нас не хуже, чем в других странах, и просто жаждут попутешествовать по Уралу.

Итак, спрос есть. А что мы можем предложить туристам? Уральскую старину (прежде всего Невьянск и Верхотурье), пешие и конные походы в горах и степях, сплав на лодках и плотах по рекам, рыбалку, охоту. Не так уж и мало, особенно для выходцев из чистенькой, но тесной Европы! Именно этой нашей диковатой природы им и не хватает. Почему же у нас не слышна немецкая, итальянская, английская речь? Полагаю, прежде всего из-за полного отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры туризма.

По маршруту, соединяющему Свердловскую и Челябинскую области, за лето можно пропустить десятки тысяч европейцев и россиян, обеспечить заработками жителей вымирающих деревень, пополнить областные бюджеты. Но тот, кто ездит по Челябинскому тракту, знает: на всем пути нет ни одной приличной гостиницы, нормального кафе или туалета. Даже в Екатеринбурге иной раз совершенно невозможно снять приличный номер в отеле, а если все же повезет, то цену за него заломят совершенно безбожную! В Невьянске и Верхотурье вообще нет комфортабельных гостиниц.

Так же обстоит дело и с совершенно, казалось бы, беспроигрышным вариантом — сплавом по уральским рекам. Но вот беда: берега самых красивых рек — Белой и Чусовой, изумительных озер Увильды и Тургояка загажены туристами-дикарями. А в многочисленные пещеры по берегам Белой туристам лучше просто не соваться. И пока не будет качественной инфраструктуры, прежде всего хороших гостиниц и автокемпингов, пока не приведут в порядок берега рек и озер, никаких существенных доходов от туризма Урал не получит — мало кто из состоятельных людей к нам поедет. Останется все тот же дикий туризм, последствия которого весьма печальны для экологии красивейших мест региона.

Чтобы получать доходы и сохранить природу, требуются крупные финансовые вложения, отдача от которых придет нескоро. Для крупного бизнеса такой вариант непривлекателен, а малому и среднему — не по силам. Вот если бы в Свердловской и Челябинской областях действовали целевые программы поддержки турбизнеса, многое бы изменилось.

А пока развивается черный рынок туристических услуг. Это неизбежно, по­скольку спрос формирует предложение. Есть люди, которые живут за счет иностранцев, путешествующих по Уралу. Когда черный рынок туризма расцветет, с ним будет очень сложно конкурировать легальным фирмам. А некомпетентность и безответственность «черных гидов» рано или поздно неизбежно подорвут саму идею путешествий по Уралу.

 

МНЕНИЕ ЗА:

Альберт Гимадеев

генеральный директор ООО «Промбыттехника»:

— Согласен. Когда я был помоложе, все тяготы туризма полагал вполне естественными. Сейчас же, откровенно говоря, что-то уже не хочется ночевать в палатке. Готов платить за комфорт, но где же его взять?

Отдельная тема — качество информации, которая доводится до туристов. Судя по всему, местные гиды все еще пользуются советскими методическими разработками. Рассказывают иностранцам о природных богатствах Урала, о том, какие мощные у нас заводы, и проч. За границей я никогда не слышал от тамошних гидов ничего подобного. Люди к нам приезжают отдыхать, а не учиться в местной партшколе.

Полагаю, что для организации массового туризма на Урале немало можно сделать и без значительной помощи со стороны властей. За границей довелось видеть многочисленные автокемпинги: на чистеньких площадках стоят автоприцепы, фактически домики на колесах. В каждом — миниатюрная кухня с холодильником, кондиционер, душ, спальня, туалет. Ничуть не хуже хорошего гостиничного номера! Можно прицепить такой домик к своей автомашине и путешествовать. А можно и арендовать в определенных точках, передвигаясь между ними на автомобиле. Даже для избалованных иностранных туристов такого комфорта вполне достаточно. А для наших — вообще сказка. Иностранцев одной только рекламой уникальной уральской природы не завлечь. Ну приедут туристы из Европы, промокнут в наших болотах, простудятся или, не дай бог, отравятся в придорожной харчевне... И на этом весь бизнес закончится.

 

МНЕНИЕ ПРОТИВ:

Константин Брыляков

замминистра МФКСТ Свердловской области по туризму:

— Несмотря на все экономические потрясения 90-х гг., областные власти сохранили наш ресурсный потенциал в сфере туризма, прежде всего музейные комплексы Невьянска, Верхотурья, Нижнего Тагила, Алапаевского и Ирбитского районов. Благодаря взаимодействию с бизнесменами, на туристической карте Среднего Урала появились связанные с трагедией Романовых храмы, монастыри и памятные места, которые сегодня притягивают тысячи паломников и туристов. В 2003 г. гостиницы Свердловской области приняли 400 тыс. чел., а в 2005 г. — уже 495 тыс. чел. Объем реализации туристических услуг за тот же период увеличился почти вдвое.

Несколько успешных бизнес-проектов уже реализовано: построен крупнейший в Европе крытый аквапарк, работают новые горнолыжные комплексы, за счет частных инвестиций реконструируются и обновляются санатории, базы отдыха. Появилась масса возможностей и для малого бизнеса. В Сысертском районе предприниматели открыли несколько частных конюшен и предлагают конные туристические маршруты. В деревне Таволги оборудовали центр традиционного гончарного промысла, который живет сегодня во многом благодаря туризму. Этот ряд примеров можно продолжить. Насущная задача областной власти — привлечь частные инвестиции в сферу въездного и внутреннего туризма, прежде всего в инфраструктуру. И я хотел бы обратиться к предпринимателям: если у вас есть интересные идеи и бизнес-проекты в сфере туризма, приходите в наше министерство, обращайтесь ко мне лично. Будем вам помогать.