Меню

«Не путать с DDoS!» Леонид Волков* продаст Европе электронные выборы DDaaS

Иллюстрация: dk.ru

Леонид Волков* намерен продавать облачную демократию европейским муниципалитетам — по 1 евро за каждого избирателя в год. Екатеринбургские айтишники поделились с «ДК» своими оценками нового стартапа.

Леонид Волков*, управляющий партнер фонда Projector Ventures, и Дмитрий Чирков, главный разработчик портала Democratia2.ru (платформа, на которой в 2012 г. проходили выборы в Координационный совет оппозиции), анонсировали стартап eDemos — облачный сервис для голосования. Сам г-н Волков позиционирует новое решение как DDaaS — digital democracy as a service (англ. цифровая демократия как сервис). «eDemos — это сервис, развернутый в нашем облаке, поддерживающий широкое разнообразие способов верификации личности (причем заказчик может подключить свой собственный способ) и вариантов голосований. В итоге сервис обеспечивает заказчику доверенное защищенное и проверяемое голосование, при котором обеспечивается принцип: один человек — один голос», — пишет он в своем блоге.

Леонид Волков*:

— Итак, что есть у нас? У нас есть платформа для электронных голосований. Впервые она была обкатана год назад на выборах в Координационный совет оппозиции. Затем мы ее использовали на маленьких выборах в Екатеринбурге, Воронеже и Жуковском, а также на альтернативных электронных президентских выборах в Иране в июне 2013 г. Итого: мы провели пять полноценных электронных голосований — с одной стороны, не так много; с другой стороны — до нас подобных голосований не проводил никто.

Потенциальным заказчиком eDemos создатели стартапа видят «типичный европейский муниципалитет» с населением в 5-10 тыс. жителей. Сервис будет продаваться по облачной модели — 1 евро за каждого избирателя в год. «Это условная цена, но она будет лежать где-то в этом порядке величин», — отмечает г-н Волков. Россия не рассматривается как приоритетный рынок.

Леонид Волков*:

— Электронная демократия — это именно способ борьбы с низкой явкой. В Европе к этой теме приковано огромное внимание, и она вызывает большой теоретический интерес. Но вот практических решений пока мало — стало быть, есть хорошая бизнес-ниша.

Вторая область применения платформы eDemos — некоммерческие организации (НКО). Г-н Волков приводит в пример Люксембург, куда он переехал осенью 2013 г.:

«В населенном пункте в Люксембурге, где я сейчас живу, на 8 тыс. жителей приходится 69 НКО. Это спортивные и музыкальные клубы, сообщества по интересам: от добровольной пожарной дружины до духовой капеллы. Все это зарегистрированные НКО с членскими взносами, получающие также муниципальные субсидии в размере 120 тыс. евро в год. Конечно, организации постоянно сталкиваются с тем, что им надо решать разнообразные вопросы распределения членских взносов и субсидий: купить новую ударную установку или пошить концертные костюмы; установить призы на конкурсе местного шахматного клуба или нанять тренера для новой юношеской команды и т.д. Все эти вопросы можно будет решить, не выходя из дома».

Финансирование стартапа возьмут на себя инвесторы, которые пока не называются. Известно лишь, что с ними в конце 2013 г. прошли переговоры. Ожидается, что в феврале будет выпущена промоверсия сервиса, а в марте-апреле начнутся первые переговоры с заказчиками.

Екатеринбургские айтишники, опрошенные «ДК», стартап Волкова-Чиркова считают перспективным. Впрочем, не обошлось и без скепсиса.

Антон Халиков, владелец компании NetAngels:

— За громкими словами «облачная демократия» стоит, в общем-то, просто система голосования. Все-таки, по-моему, выборы — это еще не вся демократия, хотя и достаточно важная ее часть. Мне кажется, перспективы у этого проекта на европейском рынке неплохие. Если бы я был гражданином Европы и мне бы предложили голосовать таким образом через Интернет, я бы стал еще более активным избирателем. Без сомнения.
Кстати, это не первая инициатива по внедрению SaaS-проектов для нужд демократии. Например, github предложил правительствам заводить аккаунты и выкладывать в git законодательную базу, чтобы любой желающий мог вносить любые изменения и предлагать их на рассмотрение. И этой инициативой уже пользуется правительство Германии, США, планирует перейти на эту платформу правительство Великобритании и т.д. На мой взгляд, это просто отлично. Но в нашей стране до этого, увы, очень далеко.

Борис Лепинских, директор интернет-магазина E96.ru:

— Проект кажется перспективным. И наиболее важно не то, что это облачный сервис (хотя digital democracy as a service звучит очень круто!), а то, что ребята нашли очень перспективную, хоть и сложную бизнес-нишу. Я не сомневаюсь в качестве продукта. Соответственно, если команда Леонида на старте решит вопрос с дистрибуцией продукта, то его ждет успех. Упомянутая модель оплаты очень хорошо вписывается в бизнес-модель и будет понятна целевому клиенту.

Глеб Альшанский, директор компании «Топ-Тен»:

— В ряде европейских стран сильны исторически традиции муниципального самоуправления. Поэтому, как мне кажется, рынок для подобных продуктов там есть — это небольшие муниципалитеты, которые могут таким образом снизить издержки на коммуникацию с жителями. Впрочем, даже в Европе, на мой взгляд, процессы взаимодействия власти и общества в целом много сложнее, чтобы уложиться в модель прямой демократии. Так что массового захвата органов власти этим продуктом ждать, на мой взгляд, не стоит. Мне, например, гораздо интереснее, что будет после внедрения этого или подобного продукта и его достаточно длительной эксплуатации. Отличие электронной демократии от «оффлайновой» в том, что электронная демократия прозрачнее. Интересно, позволит ли эта прозрачность избегать людям тех ошибок, которые они совершают, делая неправильный выбор средствами традиционной демократии.

Алексей Костарев, управляющий партнер фонда RedButton Capital:

— Леонид — опытный предприниматель и инвестор. То, что он находит такие интересные способы капитализации своего политического и ИТ-опыта, у меня вызывает уважение. И у меня нет сомнений, что ребята смогут выгодно для себя продвинуть облачную платформу. Особо приятно, что ИТ-предприниматель из Екатеринбурга может стать одним из первопроходцев в сфере облачных решений для европейских демократических сил.

Дмитрий Углов, генеральный директор интернет-магазина Da-Mart.ru:

— Вряд ли данный проект вызовет доверие на выборах любого уровня в России. Народ привык к обману, и по умолчанию будет относиться к сервису с недоверием (будто бы он контролируется властями). Так же и с другой стороны — вряд ли власти допустят в святая святых стороннюю организацию.
Что касается других стран, то проект, возможно, будет иметь успех. Однако есть один нюанс: на какой площадке это будет происходить и как ее популяризировать — ведь из этого вытекает количество вложенных средств в рекламу. Целесообразность покупки данного сервиса теряется, так как это не готовый продукт, а полуфабрикат — для того, чтобы люди проголосовали придется, так же как и прежде, их информировать и популяризировать площадку с нуля.

Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ):

— Технологичная избирательная кампания Алексея Навального** в 2013 г., выполненная бывшим депутатом екатеринбургской гордумы Леонидом Волковым* и рядом программистов из Екатеринбурга, стала образцом эффективности ИТ на службе политики. Благодаря интернет-составляющей (сбор средств, оперативные сенсации и расследования, целый набор ИТ-инструментов по вовлечению аудитории, использование социальных сетей) кампания Навального* фактически подняла на новый уровень стандарты предвыборной борьбы. Можно уверенно сказать, что бюджеты на ИТ и интернет-продвижение кандидатов с этого момента значительно увеличатся. Это, в свою очередь, может привести к возникновению целого направления. Может быть, это будут именно те технологии, в которых Россия займет лидирующие позиции на мировом рынке.

Евгений Валентюк, заместитель гендиректора по автоматизации РЦ «Онлайн»:

— Если все будет сделано грамотно, с нормальной функциональностью, то перспективы продаж такого сервиса есть, даже и на евпропейском рынке. Наши отечественные айтишники способны создавать весьма конкурентноспособные продукты. Поэтому давно пора уже с такими вещами выходить на «их» рынки. Другой вопрос, что у них там такая же ситуация, как и у нас — все схвачено, ангажемент и кумовство. Потенциальную прибыль оценить сложно, но успех должен быть.
При всей НЕновизне идеи, для замшелой Европы — это будет некое новое слово. Не в самом подходе и концепции, а в том, как это реализовано и внедрено. Если бы у нас государство целенаправленно помогало продвигать подобные проекты на зарубежных рынках, то мы бы уже давно показали им очередную «маму Кузьмы».

Адеев Николай, директор компании Artsofte:

— Если говорить об обозначенном Леонидом рынке (речь об европейских муниципалитетах), то для юридически значимых голосований, разумеется подойдет специализированный сервис — и в этом отношении гипотеза по продаже подписок на такой сервис может быть оправдана. В западных странах, учитывая недавние прецеденты по продаже авиабилетов с помощью верификации пользователя через его профиль FB, цифровая идентификация все более и более значима в повседневной жизни, даже если речь не идет о способах достоверной 100% идентификции (ЭЦП).
Прогнозировать любую потенциальную выручку подобного проекта, учитывая что это стартап, мне сложно — слишком много различных факторов. В самом сервисе нет никакого know-how, а значит все будет упираться в возможности продаж — это все-таки b2b-продукт.

*Алексей Навальный* внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.

* - выполняет функции иностранного агента * - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.