«Кто-то придет по ней — неплохо, нет — ничего страшного». В городе запустили туристическую карту: бизнес рассчитывает на дополнительных посетителей, но пока проект только дорабатывают.
В конце июня в Екатеринбурге запустились продажи туристической «карты гостя» города, так называемой City Pass. Она дает право на бесплатное посещение музеев, экскурсии по городу и велопрокат, скидки и бонусы в театрах, сувенирных магазинах, кафе, барах и ресторанах. Подобные карты действуют во многих крупных городах: чаще всего они дают право на бесплатное посещение музеев и проезд в общественном транспорте, а также позволяют не стоять в очереди за билетами.
Скриншот сайта Карта гостя Екатеринбурга
За образец мэрия взяла туристическую карту британской столицы — London Pass, который позволяет бесплатно посетить больше 80 достопримечательностей. На сайте программы говорится, что ей воспользовались уже более 3 млн человек.
Впрочем, покупка «карты гостя» в зарубежных городах оправданна не всегда. Иногда в нее не входят популярные у туристов места: так, в Лондоне из программы исключили колесо обозрения London Eye и музей восковых фигур Мадам Тюссо. К тому же из-за ограниченного срока действия карты туристу, желающему сэкономить, приходится посещать в день сразу несколько музеев и достопримечательностей, что может быть утомительным.
В России первая City Pass появилась в 2010 г. в Санкт-Петербурге. Она дает право свободного входа в более чем 70 музеев, скидки в ресторанах, отелях и сувенирных магазинах. Половина карт продается через сайт и офис оператора программы, остальные — через партнерские отели, системы бронирования и некоторые музеи. За 2014 год компания-оператор проекта, ООО «Карта гостя», продала порядка 5 тыс. карточек, выручка составила около 7,5 млн руб., писал РБК. Сейчас карта стоит от 2 до 7,3 тыс. руб. в зависимости от тарифа.
Сейчас в Екатеринбурге к программе подключены порядка 80 заведений. Воспользоваться «картой гостя» могут как туристы, так и местные жители. Есть несколько версий карты. Дети и студенты могут купить City Pass сроком действия 24 часа за 500 руб. или на 48 часов — за 1000 руб. Взрослым карта обойдется в 1000 и 1600 руб. соответственно. Срок начинает отсчитываться в момент первого использования карты. Скидочная программа действует дольше — пять дней после активации.
В наборе продается печатный путеводитель по Екатеринбургу и туристическая складная карта — весь проект представлен на русском и английском языках.
В этом году на проект City Pass мэрия выделила порядка 2 млн руб. Выпуском карты занимается компания «И-сеть» — она же обслуживает транспортную «е-карту». По состоянию на середину августа проект екатеринбургского Сity Pass находится на этапе запуска — пока продано около 100 карт, рассказал DK.RU директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский.
Сейчас мы выстраиваем инфраструктуру проекта: точки продаж, готовим рекламную кампанию в интернете, налаживаем связи с гостиницами, — говорит он.
При запуске администрация города поставила цель продать 2000 «карт гостя» в этом году. При этом в Петербурге на уровень 1000 проданных карт в год вышли только через три года после запуска. Впрочем, первоочередная цель проекта — не столько продажи, сколько модернизация продукта с прицелом на следующий год: с более четким пониманием целевой аудитории.
При запуске мы смотрели прежде всего на опыт Москвы и Петербурга, на европейские города. City Pass — мировой проект, мы изучили его действие от Лондона до Нью-Йорка, и в нем много схожего: от количества точек продаж до оформления сайта, позиционирования карты, а также системы скидок и партнеров, — говорит директор музея истории Екатеринбурга.
Заведения, которые участвуют в программе «карты гостя», пока не возлагают на нее больших надежд, но рассчитывают на успех проекта в будущем. Директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина рассказала, что на сегодня они приняли по City Pass лишь пару посетителей.
Подобные карты распространены во многих городах мира и хорошо продаются. Ельцин Центр заинтересован в привлечении новых гостей. Единственный важный момент, который ложится на организаторов программы, — это продвижение карты и ее реализация. Именно от этого зависит, будет ли она востребована. Мы рассчитываем, что будет, — говорит Василий Выжутович, руководитель службы маркетинга Ельцин Центра.
Пока отклик клиентов небольшой и нельзя сказать, что по этим картам приходит много людей, соглашается Евгений Дегтярев, управляющий сети кофеен Coffee Box. По его словам, доля туристов среди клиентов сети составляет 3–5%.
Ожиданий по поводу этой программы у нас нет — ее ведь используют не все туристы, а относительно небольшая часть. Если кто-то по ней придет — неплохо, нет — ничего страшного. Это одна из программ лояльности, она интересна, но сложно подсчитать, сколько человек приехало и сколько реально хочет воспользоваться картой гостя. Вряд ли иностранцы думают про скидку в 10%, — полагает г-н Дегтярев.
Кафе Mamma's Big House, которое также участвует в программе, пока не принимало гостей по карте гостя, рассказала менеджер заведения Наталья Воронина. Программа была бы более актуальна к Чемпионату мира по футболу, матчи которого прошли в Екатеринбурге во второй половине июня, говорит г-жа Воронина. По ее словам, порядка 45% клиентов заведения — туристы и жители других городов.
Любые системные проекты, которые делают город привлекательными для туристов, идут во благо, говорит Никита Корытин, директор музея изобразительных искусств Екатеринбурга. Но, поскольку с момента запуска программы прошло слишком мало времени, выводы делать рано.
В магазине «Урал Сувенир» благодаря карте гостя ждут некоторого увеличения посетителей.
Помимо карты гостя «Урал Сувенир» представлен во всех путеводителях и картах города. Если человек приходит к нам с определенной картой, то понимаем, что этот источник работает, и продолжаем сотрудничество с ним, — говорит директор Екатерина Старченко.
Впрочем, к продвижению «карты гостя» мэрия хочет подключить и горожан — чтобы открывать город гостям и самим себе. Сергей Каменский рассказал о планах создать «обратный Tripadvisor», то есть карту с объектами, которые чаще всего рекомендуют жители, а не туристы. Создатели проекта рассчитывают, что сами екатеринбуржцы станут основной аудиторией «карты гостя» — тем более что многие из них не очень хорошо знают город и мало путешествуют по нему.