Меню

«Не верьте сплетням, импортозамещение в России уже случилось. Показываю на примерах»

Илья Борзенков. Иллюстрация: Деловой квартал

«Если отбросить игру в иностранные слова, мы успешно замещаем зарубежные товары». Известный предприниматель на примерах рассказывает, как и где в России уже работает нормальное импортозамещение.

Илья Борзенков, собственник торговых сетей «Норд» и «Магнум»:

— За минувшие пару лет термин «импортозамещение» уверенно сменил термин «инновации» в роли самого вымениваемого явления. Массовая и системная замена иностранных товаров на российские очень многим кажется чем-то настолько нереальным, что они готовы предрекать провал этой идее заранее. Видимо, это особенность мировосприятия русского народа: если любим, то взахлеб, если ненавидим, то тоже от всего сердца.

Мы либо в патриотическом угаре считаем, что только в России могут производиться по-настоящему качественные натуральные продукты, а все остальное — химия. И наоборот — уверены, что на российских заводах нельзя делать ничего путного в силу какой-то особой ментальности российского рабочего.

Поэтому у наших потребителей до сих пор не сложилось спокойное восприятие того, что произведенное в России само по себе примерно такое же, как иностранное. Не хуже и не лучше. 

Я, конечно, не могу отвечать за все секторы экономики, но в той сфере, которой занимаюсь — на рынке электроники и бытовой техникой — могу говорить совершенно компетентно.

Реальная ситуация такова, что в России сегодня в сфере бытовой техники уже произошло полноценное и главное — экономически обоснованное (без политических перегибов) импортозамещение. Сегодня в России, покупая самую разнообразную «иностранную бытовую технику», вы на самом деле покупаете технику российскую.

Примеров тому множество. Это и завод BOSCH, который производит холодильники и стиральные машины и начинает выпускать плиты в Стрельне под Петербургом. Новые заводы SAMSUNG и LG под Калугой. Модернизированный завод Indesit в Липецке. Китайский Haier поставил современный завод в Набережных Челнах. Бренд Candy, который купил стиральные машины Вятка в Кирове и также модернизировал там завод. Список можно продолжать.

Зарубежные бренды опираются на то, что в России есть нормальные традиции инжиниринга и производства машиностроительной продукции и делают то, что большинство потребителей до сих пор считают зарубежными товарами.

Самая забавная история, которую я видел, это пример французской фирмы Tefal. Компания производит «блины» (заготовки для кастрюль) на единственном специальном заводе в предгорьях Альп. А вот сами кастрюли из этих «блинов» конкретно для отечественного рынка производятся уже у нас в стране. И это не потому, что есть какая-то особая технология производства этих «блинов», которая хранится в секрете, а мы тут только доделываем мелочи. Нет, просто логистические расходы на доставку грузовиками из Франции этих «болванок» получаются ниже, чем создание альтернативного производства в России. А кастрюля — она же объемная, и чтобы не возить воздух, производство создано под Питером.

Большинство добавленной стоимости производится уже в России, и качество Tefal — это качество российское. 

Почему я говорю про обоснованное импортозамещение? Потому что речь о простых и понятных экономических основаниях. Стиральную машину или холодильник производить в России выгодно, а вот, например, телевизоры — нет, потому что местный рынок сбыта не покрывает создание здесь высокотехнологичного производства полного цикла. Этот же фактор объясняет, почему понятна и обратная ситуация: многие крупные российские бизнесы, которые, как правило, выросли из крупных дистрибьюторов, производят свою продукцию в Китае, рассказывая сказки о том, что она немецкая, австрийская или еще какая-то. Я не готов называть имена, некоторые из руководителей этих компаний считают, что тщательно это скрывают, регистрируют офисы в Берлине, создают сайты в доменной зоне de. На самом деле, это секрет полишинеля, кто работает на рынке, прекрасно понимает. И обувной, и одежный бизнес так существуют. 

Так что вы можете сколько угодно посмеиваться над импортозамещением, но по факту, например, в сфере бытовой техники оно уже произошло, причем произошло мирно и вполне эффективно. В целом покупатели получают за свои деньги качество, которое им обещают. Единственная манипуляция, которая происходит — это игра с попыткой скрыть происхождение торговых марок. Но такое есть везде, в одежде, обуви и в бытовой технике тоже присутствует. Но, мне кажется, это достаточно невинная манипуляция, потому что в большинстве случаев никакого откровенного развода потребителей не происходит.

Игра на «красивых зарубежных словах» — это в российском маркетинге фактор почти гигиенический. Он нужен, и все тут.

Потому что в сознании российских потребителей на этих рынках не существует никаких российских брендов, никаких условных «Марфушки», или «Хохломы», или еще чего-нибудь такого в массовом сознании не найдет ни один маркетолог. Вот и идет игра в слова, но это лишь тонкая ширма.

Суровая экономическая реальность проста: Россия обеспечивает себя бытовой техникой сама в огромной массе, это качественные товары, которыми мы, как бизнес, вполне можем гордиться.