Меню

«Не воспринимают критику, не идут на диалог». Студенты РФ глазами иностранной профессуры

Иллюстрация: pixabay.com

Работать с российскими студентами сложно, констатируют приглашенные из-за границы преподаватели. Обученные в 9-11 классах школы лишь зубрежке ради сдачи ЕГЭ, они почти не высказывают личного мнения.

В Государственном университете Тюмени начался эксперимент: в вузе ввели двуязычный бакалавриат с возможностью выбрать предметы и пригласили заграничных преподавателей. Иностранные профессора рассказали, чего им не хватает в российских студентах и какой они видят молодежь страны, пишет «Коммерсант».

Приглашенные из-за рубежа преподаватели оставили отзывы о российских студентах, на основе которых была создана отчетная публикация. Какой же диагноз вынесла зарубежная профессура?

Во-первых, они отметили, что при работе над текстом студенты склонны подменять аргументацию субъективными суждениями. Молодые люди скорее делятся впечатлениями о прочитанном («эта идея плохая», а «эта — хорошая»), вместо того чтобы попытаться оценить, насколько логично и аргументированно автор представляет свою позицию. В то же время учебную литературу студенты воспринимают как носителя аксиом и не могут различить в тексте мнение автора и взгляды тех, кого он цитирует или с кем вступает в полемику на страницах книги. Молодые люди меряют все вместе как единое целое. Критическое мышление у российских студентов часто подменяется скептицизмом в отношении всего и вся.

Читайте также: «Понты власти не спасут экономику и демографию. России придется нелегко весь XXI век»

Во-вторых, студенты России боятся ошибиться, высказать вслух что-то неверное или неточное, не решаются задавать вопросы, если чего-то не поняли. При этом для них крайне важно одобрение преподавателя.

Студенты полагают, что роль преподавателя сводится к чтению лекций и задаванию вопросов, а задача учащихся — отвечать на вопросы, если они могут (если не могут — молчать),— замечают профессора.

Кроме того, взгляд со стороны показал: студентов страны отличает неспособность услышать мнение, противоположное их, вообразить себя своим оппонентом, даже в игровой ситуации во время занятия, когда, допустим, командам надо отстоять разные позиции. У многих действует установка: признание об изменении точки зрения — это поражение. Преподаватели других стран заметили, что наши студенты не способны включаться в свободную дискуссию и предпочитают быть пассивными слушателями.

Отдельно профессора отметили то, насколько «нетворческие» в России студенты. Молодежь в основном конспектирует лекции, не ведет параллельных заметок со своими впечатлениями, мыслями, идеями после услышанного. Хотя последние можно использовать при подготовке письменных работ и проектов, но учащимся это не кажется очевидным.

В то же время российские студенты не умеют принимать обратную связь от преподавателя. Если на письменную работу дан длинный отзыв, учащиеся автоматически считают его негативным, критическим. В их восприятии хорошая работа не нуждается в комментариях преподавателя: зачем что-то говорить, если все хорошо?

Принятые за границей в системе образования консультационные часы и эссе отечественным студентам не знакомы. Индивидуальные встречи с преподавателем воспринимаются как собственная неспособность самостоятельно справляться с учебными задачами, а во время беседы студенты не умеют отличить и тем более принимать конструктивную критику.

Сreative writing (в прямом переводе с английского — творческое письмо — речь о том самом эссе) российские студенты подменяют простым пересказом прочитанного. Молодежь не умеет самостоятельно формулировать исследовательский вопрос и тему, ждут от преподавателя конкретного задания. Еще одна особенность — неспособность работать от черновика к черновику, редактировать свой текст, действует принцип «что написал, то и сдал».

Зарубежные преподаватели считают, что студентам России прежде всего нужно справиться с «недостаточными познаниями в области базовых правил логической аргументации» и «проблемами с постановкой вопросов и участием в дискуссии». Говоря проще, зарубежная профессура настроена на диалог с учащимися, но в ответ — тишина. Они, конечно, не разбирались в истоках проблем и настроены работать с теми, кого выпустила российская школа, транслирующая «монологическую систему передачи знаний» и готовящая детей прежде всего к сдаче ЕГЭ.