Станислав Сиражев исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) Вначале 2007 г. отношения между локальными продавцами компьютерной техники и компанией Acer
Станислав Сиражев
исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ)
Вначале 2007 г. отношения между локальными продавцами компьютерной техники и компанией Acer, одним из ведущих производителей ноутбуков, ПК и мониторов, стали больше напоминать войну, чем партнерство. На тот момент техника Acer демонстрировала внушительный рост продаж, к которому, к сожалению, не была готова сервисная сеть компании. Сроки гарантийных ремонтов растягивались, и фирмы-продавцы сталкивались с волной негатива от покупателей и не чувствовали поддержки производителя. Часть ритейлеров готовилась принять трудное и тяжелое решение — отказаться от сотрудничества с Acer. В той ситуации совместными усилиями АКСИТ и розничных ИТ-компаний нам удалось начать диалог с иностранной организацией. Мы писали обращения, выступали в местной и федеральной прессе, собирали круглые столы, пытаясь наладить общение. Сейчас положение улучшается — налажен нормальный диалог между компаниями, продающими продукцию Acer, и теми, что осуществляют ее ремонт. Но подобных примеров пока не так много.
На любом рынке, будь то продажа автомобилей, компьютеров или фототехники, у проблем с сервисом обычно одни и те же причины. Их можно разделить на три категории.
Во-первых, сервису в бизнесе чаще всего отводят вторые роли. Редко рост продаж подкреплен увеличением мощностей подразделений, которые через пару лет будут обслуживать то, что мы сейчас напродавали. С точки зрения сиюминутной выгоды это логично: нужно тратить время, деньги и усилия на сегодняшнюю прибыль. Экономическая же эффективность сервиса проявится в лучшем случае через год. А может, он вообще никогда не покажет заметной прибыли, особенно если осуществляется гарантийный ремонт.
Топ-менеджеры редко принимают в расчет и рост числа недовольных обслуживанием клиентов. Хотя проще сейчас вложить рубль
Во-вторых, российское законодательство с каждым годом изменяется и всегда в пользу защиты прав потребителей, а не бизнеса. Нередко гарантийные ремонты осуществляет сторонний сервисный центр, а всю ответственность перед клиентом несет магазин, который и повлиять-то на ремонт не может. Розница постоянно сталкивается с растущим числом претензий клиентов. Развитое сервисное направление — один из способов снизить напряжение.
И в-третьих, нередко проблемы с сервисом продиктованы политикой самого производителя. Например, в Екатеринбурге нельзя официально отремонтировать ноутбуки Sony Vaio и фотокамеры Nikon — это замечательные товары, но и они ломаются. Зачастую даже наличие официального сервисного центра — не гарантия отсутствия проблем. У сервисных центров часто есть монопольное право на ремонт техники в регионе, и бывает, что они злоупотребляют им, а иногда просто не могут ускорить свою работу, поскольку сам же производитель с задержкой поставляет запасные части.
Всё в наших руках
Все эти проблемы можно и нужно решать. В первую очередь самим потребителям. Я для себя уже взял за правило — спрашиваю у продавцов-консультантов не только о том, чем хорош гаджет или насколько приемистый двигатель у авто, но и о том, как в дальнейшем технику будут обслуживать и ремонтировать. Голосование рублем до сих пор самое эффективное средство воздействия.
Чтобы потребитель не давил рублем, предприятия должны иметь внятную стратегию развития сервисного направления. Не надо спасать сервис в пожарном порядке, как это обычно у нас делается. Его развитие должно быть прочно привязано к общему росту компании и не входить с ним в противоречие. В Екатеринбурге уже есть примеры небольших розничных фирм, которые ушли с рынка, не сумев наладить обслуживание проданной техники.
Не стоит сдаваться перед давлением иностранных производителей. Опыт АКСИТ показывает, что, объединившись, региональные компании могут влиять на деятельность как поставщиков, так и центров, занятых предоставлением сервисных услуг. Сервисные фирмы постепенно начинают осознавать, что они тоже несут ответственность за развитие цивилизованного рынка.
Сергей Кашаев
генеральный директор компании «Парад»:
— С точки зрения продавца, ситуация с сервисом в регионе у многих производителей не выглядит радужной. При формировании ассортимента мы выбираем те товары, которые сможем обслужить самостоятельно, либо те, производитель которых готов предоставить сервис на высоком уровне.
На деле, к сожалению, редкие производители строят свою сервисную политику на основе адекватного восприятия рынка. К этому добавляется проблема ухода западных производителей от реалий российского законодательства. Приведенные примеры Acer, Sony Vaio, Nikon — это, увы, не полный список. В частности, такие уважаемые компании, как HP и Dell, поддерживают гарантию на свои устройства не с момента продажи, а с момента производства. К тому времени, как устройство попадает к пользователю, от гарантии HP или Dell может остаться лишь маленький хвостик. Такая политика в отношении обслуживания базируется на рыночных нормах США (покупатель дополнительно к товару приобретает обязательства продавца по сервисной поддержке).
Мы считаем, что задачи АКСИТ — находить пути реального сближения производителей и продавцов, не доводя дело до товарного бойкота, который чуть было не случился с ноутбуками Acer. Нам, как продавцам, важно, чтобы производитель слышал наше мнение о проблемах сервиса, понимал, что это мнение большинства, считался с этим и прилагал усилия, способные привести его собственные постпродажные структуры в соответствие не только с нормами российского законодательства, но и с рыночными реалиями.
Дмитрий Жуков
генеральный директор «ДКС-сервис» («Сеть Компьютерных Клиник»):
— В тяге компаний к обеспечению качественного сервиса есть один нюанс. Сервисное направление нельзя считать жертвой предпринимателей в пользу роста удовлетворенности клиентов. Это самостоятельное направление бизнеса. Оно не должно развиваться вопреки рыночной конъюнктуре. Для организации полноценного сервиса необходимо, чтобы в регионе накопилась критическая масса продаж. Рентабельность ремонта сложной техники не так высока, чтобы можно было позволить себе простаивающие производственные мощности и площади. С потребительской точки зрения починить ноутбук довольно просто, а сервисному центру для нормальной работы необходимо держать только склад запчастей минимум на $20-30 тыс. да еще постоянно вкладываться в получение авторизаций производителей — почти у каждого счет идет на тысячи долларов. А для качественной работы таких авторизаций нужен десяток.
Продажи любого оборудования, внятные сервисные обязательства продавца и производителя с ростом конкуренции на рынках становятся залогом дальнейшего продвижения компании. Пример — продажи китайских автомобилей. Покупатели не хотят оставаться со своими проблемами один на один, если качество окажется низким. Поэтому сервисные центры растут едва ли не быстрее, чем дилерские салоны. То же самое и в других сегментах. Недостаточное развитие сервиса — не упущение предпринимателей, а лишь свидетельство уровня развития рынка.