После запуска механизма реабилитации банки стали чаще отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг — доля таких отказов превышает 99,9%.
Запуск механизма реабилитации банковских клиентов, попавших в черный список (ЧС) отказников, обернулся для них новыми сложностями, пишет «Коммерсантъ». Фигуранты списка стали чаще обращаться в банки за запросами на исключение из него, и банкиры, чтобы реже сталкиваться с реабилитацией, стали отказывать подозрительным клиентам в операциях, не включая их официально в черный список через Росфинмониторинг.
По сути, это своего рода «недоотказы», которые нигде не фиксируются. Банки не говорят клиенту, был ли отказ официальным, то есть привел ли он к попаданию в ЧС.
Кредитная организация имеет право не сообщать клиенту, что именно посчитала подозрительным и как исправить ситуацию. В крупных банках с большим розничным бизнесом доля полноценных отказов через Росфинмониторинг составляет не более 0,01% от общего количества отказов, полагают участники рынка.
Если клиент попал в черный список, то фактически лишается доступа к банковским услугам и вынужден обжаловать свои действия. Если ему отказали без внесения в ЧС, он может открыть счет в другом банке. При этом, если клиент все же официально стал «отказником», ему придется проходить реабилитацию в каждом из банков, в котором ему отказали.
Черный список отказников за шесть месяцев 2017 г. вырос втрое. Хотя многие члены списка просят их реабилитировать, в банках нет для этого реального механизма и специалистов. При этом игнорировать подозрительные операции банки не могут из-за пристального надзора ЦБ.
Центробанк также впервые опубликовал объем и структуру сомнительных операций в банковском секторе. Как следует из оценки регулятора, почти половина обналички приходится на выдачи со счетов физлиц и счетов платежных карт — 47% или 152 млрд руб. Выдачи на прочие цели и по платежным картам юрлиц занимают 41% или 135 млрд руб., выдачи ИП — 5% или 15 млрд руб., прочие схемы — 7% или 24 млрд руб.