В Свердловской области вводятся миллионы квадратных метров недвижимости. С точки зрения заказчиков рынок строительства на подъеме. А если посмотреть на него глазами подрядчиков?
Сергей Ренжин, генеральный директор СРО «Уральское объединение строителей»:
– Уральское объединение строителей» (УОС) объединяет 1400 строительных компаний — в основном, малый и средний бизнес, подрядные и генподрядные организации. Мы провели опрос руководителей подрядных компаний, более 60% респондентов говорят о падении объемов строительства. Какие проблемы есть у подрядчиков и как их можно решить? Мы составили соответствующую «дорожную карту».
Первое — нехватка оборотных средств. 64% участников исследования назвали главной проблемой нехватку оборотных средств. До 95% денег остается у заказчиков, многие из которых перешли на постоплату, работают без авансов, а если платят, то с большими задержками.
Строители идут в банки. Натыкаются на препятствия: высокий размер ставок по кредитам (в среднем 15%), внимание банков к выручке и портфолио фирмы-заемщика — это на рынке, где зачастую компании открываются под один проект. Кредит нельзя получить, а если его выдают, строитель попадает в финансовую кабалу.
Что делать? Создать льготные продукты. Нам удалось договориться с двумя банками и трейдером о льготах по кредитам и банковской гарантии. Появился продукт «День строителя», в рамках которого ставки для малого бизнеса составляют около 11%, для среднего — 10%, для финансирования конкретного проекта — порядка 6%. Чтобы получить банковскую гарантию, строители платят трейдеру от 2,5–7%. Преимущества «Дня строителя»: закреплен процент (2%), строителям возвращается 5% от комиссии трейдера в формате cash back.
Мы стали первой в России СРО, которая компенсирует членские взносы: строители покупают материалы у партнеров со скидкой — скидка возвращается участнику СРО как компенсация членского взноса.
Второе — нехватка новых заказов. Об этой проблеме говорит большинство подрядчиков.
Под видом малого бизнеса в тендерах принимают участие крупные компании. Чтобы малому бизнесу было проще получить заказы, мы предложили в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раскрывать сведения об участниках. Предложение не вызвало противодействия ФАС России. Для реализации предложения предстоит работа с Минэкономики РФ.
Для знакомства подрядчиков с заказчиками УОС проводит биржи заказов и первый в области кооперационный конгресс «Топ-строй», на котором заказчики рассказывают подрядным фирмам об объектах и видах работ для подряда.
Третье — недобросовестность заказчиков. Заказчики затягивают этап приемки работ до 2–3 месяцев. Это приводит к ослаблению финансового состояния подрядчиков.
Наша инициатива: создать типовые контракты, где будет указан срок подписания актов (10 дней) и условие о поэтапной оплате работ. Инициатива получила одобрение в ФАС России и в Минстрое РФ.
Четвертое — недобросовестность подрядчиков. Недобросовестность во многом обусловлена демпингом на аукционах по 44-ФЗ.
Мы предложили, чтобы на аукционах по 44-ФЗ при отказе от заключения контракта с победителем заказчик мог передать работу тем, кто заявился на аукцион. Выиграет и заказчик (не тратит ресурсы на новый аукцион), и подрядчики (расширяется круг желающих работать через аукцион). Предложение вошло в 44-ФЗ.
В 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговая мера, но она не касается стройки. Суть в следующем: участник, предложивший цену, которая на 25% и более ниже начальной, обязан представить заказчику ее обоснование. Наше предложение (принято к работе в ФАС России): распространение этого правила на строительство позволит исключить участие в аукционах недобросовестных строителей.
Пятое — нехватка квалицированных кадров. Эту трудность отметили более 57% подрядчиков.
Мы вывели льготный продукт «Нужные люди», который был создан в сотрудничестве с ведущим учебным центром. При базовой стоимости услуг строительная компания получает готовые, проверенные кадры. По промо-коду «СРО УОС» строители могут получить скидку. Благодаря сочетанию целого ряда экономических эффектов (сокращение расходов на поиск в стране исхода, проезд, проживание, оформление документов) экономия на поиске, трудоустройстве и содержании персонала может составить до 30%.