«Времена, когда заказчики приезжали с чемоданами денег, прошли». Представитель немецкого концерна на Урале — о том, как себя чувствует иностранный бизнес в условиях санкций и падения курса рубля.
После ослабления курса рубля и введения санкций продукция зарубежных компаний стала для российского рынка дорогой. Тренд на импортозамещение, явно транслировавшийся властью в последнее время, казалось бы, и вовсе закрыл двери перед иностранцами.
Борис Мельников, директор уральского представительства Thyssenkrupp Elevator, в интервью DK.RU рассказывает, коснулись ли политические веяния европейских производителей, работающих в России, способствует ли росту спроса локализация и почему иностранцам сложно найти точки соприкосновения с российскими властями.
Справка DK.RU
ThyssenKrupp — один из крупнейших технологических концернов со штаб-квартирой в Дюссельдорфе — более 700 дочерних компаний и филиалов по всему миру с совокупным оборотом около 55 млрд евро в год. Российское представительство существует с 1999 г. С 2007 г. в Екатеринбурге работает уральское подразделение концерна Thyssenkrupp Elevator, специализирующееся на лифтах, эскалаторах, пассажирских телескопических трапах, подъемниках для людей с ограниченными физическими возможностями и сервисному обслуживанию подъемных механизмов. По УрФО компания обслуживает порядка 400 единиц (в частности, в Екатеринбурге в торговых центрах «Пассаж», «Радуга-Парк», «Успенский», аэропорту Кольцово).
С кем ваша компания сегодня конкурирует на российском рынке?
— Если говорить о мировом рынке, существует четыре крупнейших производителя подъемных механизмов — Otis, Schindler, ThyssenKrupp и Kone. В мире каждый из них занимает примерно одинаковую долю. Оставшийся небольшой объем приходится на других производителей, включая российских.
При этом до 80% российского рынка лифтов занимает продукция «Щербинского лифтостроительного завода», «Карачаровского механического завода», белорусского «Могилевского завода лифтового машиностроения», российского завода американской фирмы Otis в Санкт-Петербурге.
Если прикинуть очень грубо, то на девять этажей жилого дома стоимость этих лифтов составит примерно 1,3-1,4 млн руб. Если же установить лифты ThyssenKrupp, произведенные в Германии, это будет порядка 2,5-4 млн руб. Понятно, что мы не можем выйти на цифры, которые предлагает российский производитель, поэтому не могу сказать, что мы с ними конкурируем. Мы в другом сегменте — наша продукция является премиальной и именно так всегда позиционировалась на российском рынке.
География производственных мощностей ThyssenKrupp Elevator в мире
Сегодня экономическая ситуация не особо располагает к росту спроса на премиальную продукцию.
— Да, спрос подкосили несколько кризисов, и сама фраза «мы начали смотреть на цену» появилась после 2008 г. До этого было много историй, когда заказчики приезжали с чемоданами денег и говорили, что хотят самые лучшие лифты.
Сейчас стараются сэкономить?
— Если говорить о потенциальных клиентах, то сейчас в 90% случаев идут тендеры, и выбор идет только на основании цены. Чем завоевываем мы? С моей точки зрения, ищем именно наших клиентов — тех, кто строит для себя и на века. Таких клиентов немного. Чаще всего девелоперы предпочитают для себя лично купить дорогой комфортный автомобиль, а в дом, который строят, выбрать эконом-вариант, чтобы сохранить экономику и цену будущего квадратного метра.
Сказались ли на вашей работе изменения в политической ситуации?
— На нас влияет не столько политика, сколько курс валюты. Никакого политического ветра против нас здесь мы не чувствуем. Наоборот, отношение к технологиям, качеству уважительное. Да, нам иногда говорят, что есть распоряжение «сверху» брать российские аналоги, если они существуют. Но если строится элитный жилой комплекс, там не может быть российских лифтов. Я ничего не имею против российского производителя, это хорошо, что он развивается, но есть такое понятие, как качество жизни. И каждому из нас хотелось бы насладиться им при своей жизни. Ездить на более качественных машинах, заходить в более комфортные лифты.
С другой стороны, в последнее время на рынке явно транслировался тренд на импортозамещение и внимание к отечественным производителям.
— Чтобы конкурировать с российскими производителями, мы пришли к производству российского лифта в Подмосковье под брендом SimplyCity (первая продукция презентована в 2015 г.). Но в соответствии с обязательными стандартами качества нашей компании на эти лифты устанавливается лебедка, которая производится в Нойхаузене, немецкие системы безопасности и управления лифтом — по сути, все технологии. Это влияет на цену.
Некоторые компании бизнес делают совсем по-другому. Все закупается условно в Китае, привозится, к примеру, в Европу, собирается в коробки и получается недорогой лифт – «европейский». В ThyssenKrupp Elevator между ценой и качеством выбор всегда будет в пользу последнего. На заводе в Нойхаузене концентрация производства достигает 80%.
Российский лифт получился дешевле, чем тот, что производится в Германии?
— Да, до 40%. Экономия происходит за счет логистики, отсутствия таможенных пошлин (в 2013 г. в целях защиты отечественных лифтовых производителей введены дополнительные таможенные надбавки для иностранных лифтов до 2 м/с в размере 8,3%) и замены некоторых составляющих лифта на российские, но с полным контролем качества со стороны ThyssenKrupp Elevator.
На Урал чаще поставляются именно лифты с российского завода?
— Нет. Большинство наших клиентов точно знают, чего они хотят. Это торговые и бизнес-центры, премиальное жилье. Они сразу говорят мне: «Борис, это должен быть только немецкий завод».
Крупные игроки, которые строят эконом-класс, заинтересованы в минимальной цене. Но из-за роста евро планируемая разница в цене с конкурентами в 10-15% увеличилась почти до 40%.
Получается, пока конкуренция с российскими производителями не очень успешна?
— Если говорить о конкуренции в цене, то да, не очень. Правильнее говорить о сегментировании рынка. У нас свой покупатель, у российского производителя — свой. В качестве примера: как вы сравните бренды Mercedes и АвтоВАЗ? Можно ли говорить о конкуренции между ними? Это разные планеты, со всем уважением к каждому из этих брендов.
Лифт SimplyCity пока более востребован в Москве, просто потому, что столичный рынок больше.
При этом много говорится о том, что в стране ждут инвесторов. Пользуетесь ли вы какими-то инструментами поддержки со стороны власти?
— Нет. У нас в 2010 г. был проект по запуску производства лифтов в Свердловской области, но все осталось в рамках намерений, и я прекрасно понимаю, почему. Думаю, многие иностранцы готовы вложиться в регион, но они ждут реальных движений навстречу со стороны властей: преференций, гарантий и т.д.
В 2010 г. диалог закончился на полярности позиций от «Постройте завод, а после поговорим» до «Гарантируйте и построим завод».
Хотя я эту ситуацию отслеживаю и рад, что на рынке много иностранцев, которые воплощают свои бизнес-проекты.
Какие еще сложности есть для работы иностранной компании в России?
— В целом иностранные производители чувствуют себя хорошо, нас здесь действительно ждут. Основная проблема — это работа в реалиях российской стройки. От нас ожидают западных стандартов. Они есть. Мы можем и умеем работать по ним, но нам очень сложно воплотить их в России. Пример: так принято, что стройка идет на временном подключении электричества, а постоянное подается в момент сдачи. Что такое «времянка»? Это скачки напряжения. Установлено качественное немецкое оборудование. Некий рабочий решил что-то приварить, скачок — у нас выгорает несколько плат. Для Европы это нонсенс. Мы даже объяснить немецким коллегам не можем, как это происходит. И таких примеров — сотни в рамках строек города.
Каких новых технологий ждать от лифтов?
— Есть технологии будущего, которые даже меня удивляют. Ноу-хау ThyssenKrupp — это Multi — первый в мире бесканатный лифт. Идея основана на технологии скоростных поездов. Система позволяет переключать направляющие, по которым ездят лифты, как стрелки на железной дороге, и кабина может перемещаться и вертикально, и горизонтально. Сейчас эта разработка проходит испытания. Она может изменить архитектуру города — появится возможность строить здания совершенно разной конфигурации. Это будущее, которое в Германию уже заходит, а к нам придет чуть позже.
Технологии будущего — система Multi
Планируется ли открывать новые производства в России?
— Это хороший вопрос, который всегда сводится к экономике. По моей информации, глобальных инвестиций пока не планируется. Компания ThyssenKrupp Elevator — достаточно консервативная, с 300-летней историей и опытом. Если приходит на рынок, то всерьез и надолго. Сейчас строительная отрасль Екатеринбурга претерпевает определенную стагнацию, но впереди Чемпионат мира по футболу, 300-летие Екатеринбурга, поэтому стройки идут, и это радует.
Автор: Анна Асташкина — для DK.RU. Иллюстрации: ThyssenKrupp Elevator