DK.RU провел один из самых спорных опросов среди предпринимателей: одни готовы «валить» и здесь хотят только заработать на достойную жизнь в Европе, другие не представляют себя вне России.
Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ), получившего неофициальное название «кудринский клуб», представили доклад под заголовком «Эмиграция из России в конце XX — начале XXI века». Его авторы Ольга Воробьева и Александр Гребенюк отмечают: российская статистика охватывает небольшую часть эмигрантов, а данные статистических служб иностранных государств о въезде россиян в разы превышают показатели Росстата об отъезде граждан. Реальный поток эмиграции в 3-4 раза выше официальной оценки. Так, немецкая статистическая служба подсчитала, что за 2011-2014 гг. в Германию иммигрировало почти 97 тыс. человек. Данные Росстата — 16,3 тыс. граждан.
Картина внутри России по активности «отъездов» в зависимости от региона проживания также неоднородная: например, в лидерах оказались Московская и Ленинградская области и Западная Сибирь, а в группу с наиболее низкой зарубежной миграцией среди прочего попали Поволжье и Юг России. Свердловская область — в «середнячках». Всего за 16 лет за границу эмигрировало 4,5 млн россиян.
Только в 2012-2014 гг., по данным исследования КГИ, Свердловскую область покинули 7673 человека. По этому показателю Средний Урал вышел на четвертое место среди регионов страны с наибольшей численностью выехавших за границу в этот период — после Москвы (14022), Московской области (13223) и Санкт-Петербурга (9195).
Тюменскую область покинули 6676 человек, Краснодарский край и Калининградскую область — по 6036 человек из каждого региона, Омскую область — 4465 человек.
DK.RU опросил уральских предпринимателей на тему того, как они видят причины такой заявленной экспертами «повышенной миграции», и что сами думают об отъезде.
Юлия Франгулова, собственник сети клиник «Линлайн»:
— Мне кажется, история с отъездом часто связана не с реальной оценкой перспектив и возможностей в какой-то чужой стране, а с тем, что многие едут не «куда», а «откуда»: то есть им важно уехать из России. Они «по определению» считают, что за рубежом жизнь проще и лучше, но мой опыт показывает, что по большей части это мнение строится на незнании реального положения дел.
В своей предпринимательской практике я сталкивалась и с государственными органами, и с банковской системой в Европе и могу сказать — по многим показателям в России вести бизнес проще. После такого опыта эмигрантский пыл легко остывает.
— Если говорить о моем окружении, то люди уезжают потому, что находят для себя интересные проекты. В России технологический мир узок, поработал ты в «Яндексе», в банк что ли переходить? Кроме того, многие едут в Кремниевую долину, чтобы именно там запускать свой стартап, там они видят больше перспектив. Меня могли бы заставить уехать нужды бизнеса, важно быть ближе к клиентам и лучше чувствовать их, если это потребует личного присутствия, придется ехать.
— К сожалению, иногда кажется, что если бы у нас в стране честно платили все налоги, то предприниматели оказались бы самыми бедными людьми. Мой опыт подсказывает, что уезжают из-за давления, связанного с нарастающей практикой контроля государства над бизнесом. Налоговая служба контролирует все больше и больше, а возможности для развития бизнеса не увеличиваются. В результате, конечно, многие подумывают о том, чтобы уехать. Это очень понятный критерий, если тебе не дают заниматься своим делом, почему бы не сменить страну.
Владелец малого бизнеса, пожелавший остаться неназванным:
— Я не думаю, что кто-то занижает реальную статистику по отъездам; думаю, просто считают все по-разному. К слову сказать, куда интереснее цифры по насилию в отношении женщин или детской смертности. Вот они меня бы больше волновали, чем половозрелые люди, осознанно меняющие страну проживания.
Мне все равно на статистику отъезжающих: тренд это или нет, я могу ответить за себя. Сейчас я веду небольшой, но успешный и растущий бизнес. Как только мой уровень дохода будет выше среднего по меркам Европы и стабильным, я не раздумывая уеду туда от нашей безумной власти. Просто нужно подготовиться, нужно понимать, на что ты там будешь жить, явно же не на пособие беженца. Поэтому исхожу из простого принципа: деньги надо зарабатывать тут, а тратить качественно там.
— По своему окружению я не заметил, чтобы предприниматели активно куда-то уезжали жить: в 90-е эмигрировали чаще. А вот менеджеры среднего звена, специалисты, уезжают чаще — кто-то отдохнуть подольше с прицелом остаться, а кто-то и работать. Я для себя давно решил, что никуда и никогда не поеду. Называйте это как хотите: патриотизм или недостаток мобильности, но мне физически плохо за рубежом. Я при любом, абсолютно любом ухудшении ситуации здесь, в России, буду жить и адаптироваться именно к этим условиям. И никак иначе!