«Количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50». Колонка Алексея Кудрина на DK.RU.
Бывший глава Минфина Алексей Кудрин выступил с публичной лекцией в екатеринбургском Ельцин-центре. DK.RU публикует главные тезисы выступления — о текущем положение дел в экономике России и о том, что может эту ситуацию изменить.
Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ:
— В начале нулевых средний темп роста ВВП был около 7%, а за последние 10 лет он составил всего 1%. Даже в СССР не было таких длительных периодов стагнации. Определенное влияние на это оказал мировой финансовый кризис 2008 года, но сейчас-то мы находимся вне мирового кризиса. У нас свой, локальный кризис.
Некоторые ожидают нового витка девальвации рубля. Не исключаю: это возможно. Снижение цен на нефть, санкционные проблемы и рецессия экономики на протяжении последних трех лет дадут о себе знать.
Даже в 1998 и в 2008 гг. экономика выходила из глубокого кризиса в течение одного года, но последние три года — самый длительный период падения экономики в новой российской истории.
В связи с этим всех беспокоит вопрос: «Что мешает экономическому развитию? Почему мы находимся в стагнации? И есть ли выход?». Я считаю: у нас накопились серьезные структурные проблемы.
В ближайшие 6-15 лет мы должны работать над тремя ключевыми проблемами. Во-первых, у нас очень большое отставание в технологическом развитии.
С 2010 года число компаний, которые проводят модернизацию и внедряют инновации, не растет. Статус технологической державы мы можем потерять!
Во-вторых, у нас слабый человеческий капитал — в том, смысле, что люди не обладают нужными навыками. Взять, к примеру, сферу образования. Мы должны учить не знаниям, а навыкам и компетенциям, которые будут полезны в меняющемся мире. Ведь в ближайшие 10-15 лет много профессий отомрет, возникнет необходимость непрерывного образования.
Также у нас есть проблема демографического отставания. Сейчас соотношение трудоспособного населения и пенсионеров сильно меняется. В ближайшие 13 лет молодое трудоспособное население сократится на 10 млн человек. Тогда наша экономика ляжет на плечи более старшего поколения, которое менее мобильно и обучаемо. И нам нужно думать, как поддержать эту категорию людей.
Трудовых ресурсов у нас нет, инвестиций тоже — так что вопрос роста экономики полностью упирается в рост производительности. Речь идет о развитии технологий и изменении бизнес-моделей предприятий. Но здесь мы сталкиваемся с третьей проблемой.
А именно: государство продолжает наращивать свои функции и полномочия. С 2003 года они возросли практически в два раза, а эффективность продолжает оставаться очень низкой. Количество поручений президента растет — качество исполнения падает.
Я думаю, что количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50.
Существенный вклад в рост экономики может сделать малый и средний бизнес, но здесь не все так гладко. С одной стороны, у нас всеобщая поддержка предпринимательства, много фондов и институтов развития. С другой — вклад малых и средних предприятий в ВВП страны находится на уровне 20%, тогда как в развитых странах — 50-60%. Малого и среднего бизнеса просто очень мало! И все запуганы поборами и проверками.
Только около 6% россиян занимаются предпринимательской деятельностью, еще 2% планируют открыть свои компании. Для развития экономики — это капля в море.
Что же делать? Только субсидиями и госгарантиями мы бизнес не поддержим, просто потому, что не все смогут их получить, ведь у нас около 2 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Мы должны обеспечить защиту права собственности, низкие ставки на рынке, стабильный налоговый режим. Кроме того, нам необходимо повышать долю экспорта несырьевых товаров — внутренний спрос в России не вытянет экономику. Малые и средние предприятия должны найти свою нишу на мировом уровне.
К 2024 году долю государства в экономике надо сократить в 1,3 раза, а долю малого и среднего бизнеса в ВВП поднять до 30%. Стране нужен новый приватизационный план, «разгосударствление» рынка. Только так можно обеспечить ежегодный рост экономики в среднем на 4-5%.